ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

Уральскiя войсковыя въдомости.

                                          

№1, 2012.

 
 В.В.Кутищев

    Храмы Уральского казачьего войска

в XIX веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александро-Невский собор в Уральске. Художник Р.Вафеев.  

 

Существует множество гипотез о первопоявлении в прияцких степях казаков. Историки и краеведы, полагаю, не скоро утвердятся в единой датировке этого события.

Совершенно похоже обстоит дело с определением времени и места постройки первого православного храма на берегах запольной реки Яика или, как мы теперь говорим, Урала.

Именно на берегах, поскольку река была кормилицей, защитой и главной транспортной артерией.

Одним из самых, пожалуй, известных древнейших храмов являлась надвратная Спасская церковь в крепости Гурьева-городка. Ее появление датируется 1640-м годомi. Однако следует учесть, что городок этот к яицким казакам никакого отношения в то время не имел, а стал казачьим несколько позже.

Кроме Гурьева-городка самым густозаселенным местом к середине XVII века был полуостров, образованный слиянием рек Яика и Чагана. Здесь возникла, укрепилась и никогда не меняла своего местопребывания столица яицких(уральских) казаков – Яицкий городок.

Казалось бы, коли столица, то и первому храму быть здесь. Но нашлись историки, предположившие иное место.

Основу гипотезы увидели в древнем казачьем сказании, согласно которому первая церковь была построена севернее столицы на Кирсановом Яруii. В указанном месте простояла она не очень долго, была разобрана и вновь возведена уже в Яицком городке.

Существуют разные версии именования этого храма. Версии две: во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя Алексия Митрополита.

Следует отметить, кирсановский храм переехал на место уже обжитое. Там вовсю кипела жизнь сравнительно большого для тех времен городка.

Чтобы не вдаваться в детали, примем условную дату появления этой церкви в черте теперешнего Уральска за первую половину XVII века.

К этому же времени можно отнести возведение Михайло-Архангельского собора, Петропавловской и Спасо-Преображенских церквей.

Безусловно, первые церкви были деревянные.

Первым каменным храмом стал Михайло-Архангельский собор. В ведомости о церкви 1833 года написано, что построен он в нынешнем виде «в 1752 году на войсковую общественную сумму».iii

Казанско-Богородицкий храм в Уральске. Художник Р.Вафеев.
Единоверческий Казанско-Богородицкий храм в Уральске. Художник Р.Вафеев.

Другим старейшим храмом на войсковой территории является Флоро-Лаврская церковь в Калмыковской крепости. Построена она была из дерева в 1757 году.

Таким образом, на рубеже XVIII и XIX веков на войсковой территории было только пять храмов. Три в Уральске – Михайло-Архангельский собор, Петропавловская и Казанско-Богородцкая церкви. Флоро-Лаврская в Калмыковской крепости и в Гурьеве-городке деревянная Николаевская церковь, возведенная взамен разобранной надвратной Спасской.

Частые пожары плотно застроенных казачьих поселений не щадили никаких построек, включая храмы. По прошествии времени церкви восстанавливались, но угроза нового «пожарного разорения» понуждала задуматься о перепланировке городов и форпостов, а также о строительстве каменных храмов.

В 1810 году отстроилась в камне уральская Петропавловская церковьiv, а в 1813-м была освящена каменная Введенско-Богородицкая церковь в Илекском городкеv.

Гурьев обрел каменную Николаевскую церковь в 1829 годуvi.

Михайло-Архангельский собор в Уральске.
Михайло-Архангельский собор в Уральске. Дореволюционная открытка.

30 июня 1831 года освящена первая православная церковь вУральске Казанско-Богородицкая. Выстроили ее из дереваvii. Построена она была для квартировавшихся в северо-западной части города оренбургских солдат. Батальон их находился на случай очередных волнений уральцев. В народе она получила название «батальонной».

После пожара 1831 года в Уральске в течении двух лет была заново построена и освящена в 1833 году Казанская единоверческая церковьviii.

1837 год ознаменовался началом служб в городских единоверческих Крестовоздвиженскойix и Иоанно-Предтеченскойx церквях, а также закладкой православного Александро-Невского собораxi. Красавец собор имел три престола: во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, Благовещения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня. При закладке собора присутствовал и положил в основание камень будущий император Александр II.

В том же, 1837году засветились свечи и лампады в Введенско-Богородицкой церкви Сахарновского форпостаxii.

Ровно через год пришли в свой Спасо-Преображенский храм жители Бударинского форпостаxiii.

В четырех церквях Вознесенской в Красном, Успенской в Январцевском, Покровской в Сарайчиковском и Знаменско-Богородицкой в Кулагинской крепости в 1841 году появились первые записи в метрических книгахxiv. Эти церкви были возведены из камня.

На войсковой земле проживали, в основном, старообрядцы разных толков или, как их тогда именовали официально, раскольники. Поэтому администрация по рекомендациям Священного Синода всячески способствовала храмостроительству. Во многие храмы церковный причт назначался еще в период возведения стен. Это давало свои поначалу скромные результаты, но постепенно казачьи семьи стали приобщаться к единоверию. Приобщению также способствовали перспективы карьерного роста для чиновников всех рангов негласно гарантируемые войсковой канцелярией.

В Уральске с середины XVIII века существовала Успенская старообрядческая часовня. По сути это был большой храм, но неосвященный. Священнослужители и прихожане были противниками освящения, поскольку приглашать для этого архиереев извне было запрещено администрацией, а воспользоваться помощью православной церкви не позволяли идейные принципы. Авторитет ее был огромен. Многие именитые горожане были ее тайными прихожанами.

Многолетняя борьба с расколом не смогла уничтожить часовню.

В 1842 году умер часовенный поп Василий, служивший здесь с 1820 года. Часовня осталась без священника. Власти незамедлительно начали процесс подготовки к обращению часовни в единоверческий храм. Войсковой канцелярией в срочном порядке был сформирован новый состав церковного причта.

20 сентября 1842 года во диаконы был рукоположен Самарцев Артемий Стефанович, а уже 22 сентября он был рукоположен во священники Успенского храмаxv. 1 октября канцелярией был определен в дьячки сын о. Артемия – Иаков. Вскоре часовня была освящена.

Таким образом, в Уральске появилась Успено-Богородицкая единоверческая церковь.

В 1850 году произошло торжественное освящение Александро-Невского собора.

Как известно, во время пугачевщины Михайло-Архангельский собор находился внутри осажденной мятежниками крепости. В результате произведенного пугачевцами подкопа и взрыва была разрушена колокольня собора. В 1861 году она была заново построенаxvi.

 

Храмы на войсковой территории первой половины XIX века.


 

местоположение

построен

Михайло-Архангельский собор

Уральск

1752*

Казанско-Богородицкий (единоверческий)

Уральск

1833*

Петропавловский

Уральск

1810*

Введенско-Богородицкий

Илек

1813

Казанско-Богородицкий (православный)

Уральск

1831

Успено-Богородицкий

Уральск

1842

Флоро-Лаврский

Калмыков

1757

Николаевский

Гурьев

1829*

Крестовоздвиженский

Уральск

1837

Иоанно-Предтеченский

Уральск

1837

Введенско-Богородицкий

Сахарновский

1837

Спасо-Преображенский

Бударинский

1838

Вознесенский

Красноуметский

1841

Успено-Богородицкий

Январцевский

1841

Покровско-Богородицкий

Сарайчиковский

1841

Знаменско-Богородицкий

Кулагинский

1841

Александро-Невский собор

Уральск

1850

*согласно ведомостей о церквях XIX века


 

Всего:

17

Горячинский форпост обзавелся своей Николаевской церковью в 1858 годуxvii.

В этом же году стараниями нового наказного атамана полковника Столыпина А.Д. начался новый этап приобщения уральских старообрядцев к официальной церкви.

Вспоминая об этом периоде, Аркадий Дмитриевич писал:

- Я был назначен командовать уральским казачьим войском осенью 1857 года, и, заметив, что раскол есть главное препятствие как к образованию, так и к дисциплине, без коей ни на одно войско в мире правительство не может надеяться, я начал заниматься этим важным вопросом.xviii

Храм Христа Спасителя в Уральске.
Храм Христа Спасителя в Уральске. Дореволюционная открытка.

Незаурядный человек, атаман Столыпин сразу же заметил слабые стороны старообрядчества. Он также понял, что все предыдущие полицейские меры по отношению к раскольникам давали слабые, а зачастую противоположные результаты.

Атаман принял решение: с расколом нужно договариваться, а не увещевать и наказывать.

Он наметил свои предложения для начала контактов с авторитетными старообрядцами. В результате: илекские и уральские казаки-старообрядцы пошли на переговоры и в дальнейшем решили построить свои храмы. Главным их условием было неподчинение епископу и Синоду.

Столыпин нашел компромиссное решение. Он, как главный администратор войска, выступил посредником между официальной церковью и вновь создаваемыми общинами.

Предполагаемые к постройке храмы получили официальное название «благословенные».

Первой «благословенной» церковью стала илекская Пророко-Ильинская.

Церковь была освящена 16 февраля 1859 годаxix из старообрядческого молитвенного дома, построенного в 1825 году. Прихожанами был избран, а в последствии через войсковую канцелярию утвержден Преосвященным епископом, причт в следующем составе: священник Дорошин Александр Павлович, диакон Дьяконов Косьма Михайлович, дьячки Дорошин Константин Александрович и Дяконов Петр Косьмич.xx

В Уральске же церковь предстояло строить заново. Тем не менее, главой будущего прихода по «приговору» уральского старообрядческого общества был избран и, в последствии, утвержден священник Паленов Александр Иаковлевичxxi.

В этом же 1859 году был назначен причт в Перво-Чижинском поселении к строящейся Алексеевской церквиxxii.

26 сентября 1860 года к Столыпину обратились казаки-старообрядцы Сакмарской станицы, входившей до 1868 года в состав Уральского казачьего войска.

Пример уральских и илекских староверов оказался заразительным. В своем «Общественном приговоре» они обратились к атаману «с нижайшей просьбой… о исходатайствовании нам у высшаго Начальства разрешения…»xxiii. Очень уж хотелось им иметь свой храм. Подписи под этим документом поставили 92 семейства в количестве 596 человекxxiv.

На первых порах сакмарцы готовы были даже ограничиться строительством молитвенного дома, освященного во имя Покрова Пресвятой Богородицыxxv.

Обществом был избран священник – Корин Димитрий Михайловичxxvi.

По Императорскому Указу от 4 мая 1861 года строительство было разрешеноxxvii.

9 ноября 1861 года атаман Столыпин известил Епископа Антония о завершении строительстваxxviii.

Епископ Оренбургский и Уральский Антоний после своей пастырской поездки по войсковой территории летом 1861 года сетовал, что по низовой линии очень мало церквей. Их недостаток, по его мнению, способствует распространению раскола.

Мысли Преосвященного нашли горячую поддержку у атамана Столыпина. В своем письме Оренбургскому и Самарскому генерал-губернатору атаман попросил поддержки в постройке четырех деревянных церквей. Дабы ускорить строительство, им было предложено строить храмы за казенный счет, не дожидаясь окончания долгого сбора пожертвований от верующихxxix.

Атаман предложил также в форпостах, где намечается строительство церквей, упразднить учителей школ, возложив их обязанности на священнослужителей. Эти новые преподаватели, по его мнению, должны получать жалование упраздненных учителей. С его точки зрения священнослужители будут не в накладе, получая дополнительные деньги за совместительствоxxx.

Энергия Столыпина и полная поддержка Преосвященного Антония сделали почти невозможное в условиях российской бюрократии. 10 ноября 1861 года проекты каменной и деревянной церквей были присланы в канцелярию Оренбургского и Самарского генерал-губернатораxxxi.

Но так быстро и эффективно начавшееся дело застопорилось в недрах упомянутой бюрократической машины.

Между тем, на войсковой территории согласно распоряжений еще 1841 года начались службы в Покровко-Богородицких церквях в форпостах Бородинском (верхняя дистанция) в 1863 годуxxxii и Сламихинском в 1864 годуxxxiii.

Видимо, обращения Уральского атамана, Преосвященного епископа и генерал-губернатора сделали свое дело. Административные и церковные верхи государства обратили внимание на проблемы церковного строительства в Приуралье и Оренбуржье.

Вскоре облегчение в деле церковного строительства в Войске принесло Высочайше утвержденное Положение Военного Совета «О постройке церквей в упрощенном виде в Оренбургском и Уральском казачьих войсках» от 29 июня 1864 годаxxxiv.

Это Положение упрощало принятие решений о постройке храмов, значительно сокращая период согласования проектов и разрешений на их постройку. К тому же, упрощение проектов удешевляло само строительство, что способствовало увеличению количества строек.

Следует отметить еще один немаловажный фактор, способствовавший строительству.

Отмена крепостного права в России ускорила заселение войсковой территории иногородним населением, что способствовало интенсификации сельского хозяйства и развитию местной промышленности.

Увеличение населения, как и денежной массы, порождаемой деятельностью этого населения, были главными факторами открывающими возможности для закладки новых храмов.

С 1866 года неподалеку от Уральска, на Сутяжном острове начал действовать Николаевский единоверческий мужской монастырь. Монастырский храм дал название самому монастырю.

Круглоозерновская станица обрела свой Благовещенский храм в 1868 году.xxxv

11 января 1870 года была освящена Кожехаровская Казанско-Богородицкая церковьxxxvi, впоследствии в 1889 году она была расширена и перестроена.xxxvii

В 1873 году был определен состав причта для Николаевской церкви Перво-Чаганского поселкаxxxviii, а в декабре следующего года она была освящена.xxxix В 1884 году церковь была расширена за счет устройства нового придела – во имя Святой Троицы, а в 1894 году был устроен придел во имя Успения Божьей Матери, возведена колокольня и церковная оградаxl.

Деревянный Николаевский храм в 1881 году был освящен в Янайском поселкеxli.

К 1881-82г.г. следует отнести возведение Покровско-Богородицкого храма в уральском женском монастыреxlii.

Свято-Троицкие церкви приняли своих прихожан: в 1884 году Мухрановскаяxliii, а в 1885 – Прорвинская.xliv

1886 год дал войску три храма. На севере, в Озерновском поселке освящена Спасо-Преображенская церковьxlv, в Лбищенском поселке - Свято-Троицкаяxlvi, а в городе Гурьеве – Успено-Богородицкая.xlvii

Владимировская Спаса Нерукотворного Образа и Кругловская Николаевская церкви встали на берегах Урала в 1887 году.xlviii

Следующий 1888-й год был еще результативнее. Три храма получили уральские христиане - Спаса Нерукотворного Образа в Красноярском поселкеxlix, Свято-Троицкий в Ранневскомl и Спасо-Преображенский кладбищенский в Уральскеli.

В 1889 году Уральск обрел императорский подарок Николаевскую походную церковьlii и в тюремном замке появился свой храм во имя Святого целителя Пантелеймона.liii Поселковые церкви появились в Каленовском – Пророко-Ильинскаяliv, во Втором Чижинском – Покровско-Богородицкаяlv, в Скворкинском - Петропавловскаяlvi, в Щаповском - Петропавловскаяlvii, в Каменском – Князе-Владимировскаяlviii и Михайло-Архангельская в Грязно-Иртецком.lix

В преддверии празднования 300-летнего юбилея служения Уральского (Яицкого) казачьего войска церковное строительство еще больше активизировалось. В 1890 году освящены Николаевская церковь в Мустаевскомlxи Покровско-Богородицкая в Трекинском поселках.lxi

Главным событием 1891 года была закладка в дни праздника храма Христа Спасителя в Уральске. В торжественных мероприятиях, включая закладку, принял участие цесаревич Николай Александрович. В юбилейный год начались службы во Флоро-Лаврской церквиlxiiпри уральской сельхозшколе. В этом году на карте войска появились храмы: Знаменско-Богородицкий в Соболевскомlxiii, Крестовоздвиженский в Шилинскомlxiv, Алесандро-Невский во Втором Чаганскомlxv и Успенские в Каршенскомlxviи Яманхалинскомlxvii поселках.

На севере войска в 1892 году освящены церкви: Николаевские в Илекеlxviii, Рубежинскомlxix, Студеновскомlxx и Царево-Никольскомlxxiпоселках, Пророко-Ильинская в Ташлинскомlxxii. На юге войска была возведена Введенско-Богородицкая церковь в Зеленовскомlxxiii поселке.

В 1893 году прибавилась еще одна церковь в Уральске. Женская гимназия получила свой домовой храм во имя Введения Пресвятой Богородицыlxxiv.

Марии-Магдалинская церковь Мергеневского поселка была освящена в 1894 годуlxxv, Николаевские в Тополинскомlxxvi в 1895, а Введенско-Богородицкая в Кинделинскомlxxviiв 1896 годах.

1897 год ознаменован появлением Пророко-Ильинской церкви в Грязновском поселкеlxxviii и Казанско-Богородицкой в Бородинском Глиненской станицыlxxix.

Зеленовский поселок Каменской станицы отпраздновал появление собственного Пророко-Ильинского храмаlxxx в 1898 году.

XIX век завершился освящением Михайло-Архангельских церквей Кирсановскогоlxxxi и Горскогоlxxxii поселков в 1900 году.

Вторая половина этого века ознаменовалась серьезными успехами по строительству храмов на войсковой территории.

На 1900 год здесь насчитывалось 70 действующих храмов, освящение 53-х пришлось на вторую половину XIX века.

Храм во имя Николы Чудотворца в Уральске.
Храм во имя Николы Чудотворца в Уральске. Художник Р.Вафеев.

 

i Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.276.

ii См., Железнов И. Видение. «Уральцы», т.3, Уральск, «Оптима», 2006.

iii ГАОО, ф.173, оп.9, д.128, л.1

iv ГАОО, ф.173, оп.9, д.128, л.16.

v «Оренбургские епархиальные ведомости»,1904, №19(раздел неофициальный), с.749

vi «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

vii Фокин Н. Уральск православный. Ульяновск, 2002, с.136.

viii ГАОО, ф.173, оп.9, д.128, л.10.

ix ГАОО, ф.173, оп.9, д.272, л.30.

x ГАОО, ф.173, оп.9, д.272, л.36.

xi ГАОО, ф.173, оп.9, д.290, л.1

xii ГАОО, ф.173, оп.9, д.544, л.44.

xiii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1878, №14(раздел неофициальный), с.467.

xiv «Оренбургские епархиальные ведомости», 1878, №14(раздел неофициальный), с.466-468.

xv ЦГАРК, ф.682, оп.1, д.7, л.л. 2об., 3об.

xvi Фокин Н. Уральск православный. Ульяновск, 2002, с.107.

xvii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.337.

xviii Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб, 1887, с.476.

xix Витевский В. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и в XIX в. Казань, 1878, с.141.

xx ГАОО, ф.174, оп.1, д.30, л.л.92об.,96об.; ф.174, оп.9, д.569, л.68об.

xxi ЦГАРК, ф.665, оп.2, д.1, л.2об.

xxii ГАОО, ф.173, оп.9, д.416, л.18.

xxiii ГАОО, ф.174, оп.1, д.4.

xxiv ГАОО, ф.174, оп.1, д.4, л.16.

xxv ГАОО, ф.174, оп.1, д.4, л.2

xxvi ГАОО, ф.174, оп.1, д.4, л.9

xxvii ГАОО, ф.174, оп.1, д.4, л.21

xxviii ГАОО, ф.174, оп.1, д.4, л.54

xxix ГАОО, ф.6, оп.13, д.2668.

xxx Там же.

xxxi Там же.

xxxii «Оренбургские епархиальные ведомости»,1904, №19(раздел неофициальный), с.752

xxxiii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1878, , №14(раздел неофициальный), с.468.

xxxiv Журнал Министерства Внутренних Дел. СПб, 1860, с.657.

xxxv «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338

xxxvi «Уральские войсковые ведомости», №5, 1 февраля 1870г.

xxxvii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1905, №9-10н, с.312

xxxviii Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. СПб, 1873, с.20.

xxxix «Уральские войсковые ведомости», 1874, №49(отдел неофициальный).

xl «Оренбургские епархиальные ведомости», 1905, №8(раздел неофициальный), с.278

xli «Оренбургские епархиальные ведомости», 1905, №9-10н, с.310.

xlii Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.308.

xliii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

xliv «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.339.

xlv Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.309.

xlvi Там же.

xlvii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

xlviii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.с. 337,338.

xlix «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

l «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.339.

li Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.308.

lii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №20, с.288.

liii Фокин Н. Уральск православный. Ульяновск, 2002, с.152.

liv «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

lv «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №20, с.286.

lvi «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.337.

lvii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

lviii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №20, с.286.

lix «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.339.

lx «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.340.

lxi «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №20, с.286.

lxii Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.308.

lxiii Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.309.

lxiv «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №20, с.286.

lxv «Уральские войсковые ведомости»,1892, №9.

lxvi «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

lxvii Там же.

lxviii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.339.

lxix Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.309.

lxx Там же.

lxxi «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №20, с.286.

lxxii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.339.

lxxiii Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.311.

lxxiv Фокин Н. Уральск православный. Ульяновск, 2002, с.152.

lxxv «Оренбургские епархиальные ведомости», 1895, №23, с.338.

lxxvi Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.311.

lxxvii «Оренбургские епархиальные ведомости», 1904, №19(раздел неофициальный), с.752

lxxviii Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.309.

lxxix «Оренбургские епархиальные ведомости», 1906, №8-9(раздел неофициальный), с.304

lxxx Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, 1900. с.309.

lxxxi «Оренбургские епархиальные ведомости», 1900, №21(раздел неофициальный), с.801

lxxxii Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. СПб,1900, с.447

 Уральскiя войсковыя въдомости. №1, 2012.

---вернуться к оглавлению---