ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

Истифеев И. священник

Бородин поселок Уральской области.

(Историко-статистическое описание).

 

Бородин поселок заселен казаками Уральского войска. Первым переселенцем был сотник Уральского войска Фока Никифорович Бородин. По словам старожилов казаков Бородин на месте поселка завел сначала хутор около тридцатых годов прошедшего столетия.http://old-gorynych.narod.ru

Бородин был в то время командирован войсковым начальством с несколькими казаками для следования с топографом, который проводил пограничную линию между Уральской областью и смежными губерниями: Самарской и Астраханской. Местность Бородина поселка граничит с Астраханской губер. Исходя эту местность Бородин был ею сильно очарован и решил здесь поселиться. А так как одному в далекой глухой степи, по границе с Внутренней ордой, во то время было не безопасно, то он предложил поселиться здесь своему любимому денщику казаку Феодору Белоножкину. Белоножкин, как говорят его оставившиеся до настоящего времени в Бородином пос. Родичи, был рьяный рыбак и охотник на дичь, которой здесь было очень много, дал согласие на предложение Бородина. Кроме дичи, местность изобиловала большими озерами, в которых тогда водилось очень много разной рыбы, кроме красной и сома.

Поселившись Бородин с Белоножкиным стали первыми жителями нынешнего поселка, именующегося Бородиным. Главным занятием новых жильцов была? Охота за дичью, рыболовство и затем, с размножением скота, скотоводство и сенокошение; все эти отрасли хозяйства производятся и в настоящее время кроме охоты за дичью.http://old-gorynych.narod.ru

Бородин и белоножкин привлекли и других уральцев из поселков линии, которая от Бородина поселка была на расстоянии до 200 верст. Следом за Белоножкиным переселился из Горячинского форпоста казак А.Зеленцов и казак Гузиков.

Когда жизнь на новом месте стала удовлетворять казаков, тогда они стали приглашать своих родственников и знакомых, каковые не замедлили приехать на хутор и стали строить для себя землянки из воздушного камня. Так, наприм., к Бородину приехал родственник П.И.Бородин, тоже из офицеров Уральского войска. Вслед за ним переселились казак Иван Почколин и казак Максим Бородкин. В 1857 году приехал урядник Иван Болдырев. По примеру их стали появляться на хуторе и другие казаки: Костины, Карташевы и Пономаревы. Хутор стал рости по населению и сначала назывался Фокеев по имени своего основателя. Этим названием хутор писался официально до 1875 года. С новой реформой в войске в 1874 году старые форпосты и крепости переименовывались в станицы и поселки и в 1875 голу Фокеев хутор переименовался официально в Бородинскую станицу.http://old-gorynych.narod.ru

Бородин поселок расположен на правом берегу степной речки Большого Узеня. С севера на расстоянии версты имеется озеро под названием Стефаново, из этого озера жители поселка берут воду, которая при весеннем заливе от снегов бывает пресная; если же весной не успеют завалить плотиной свежую воду, то вода утекает обратно в русло речки Узеня и в Стефановом озере вода бывает негодной к употреблению – горько-соленцеватой, как и в самой речке Узень.Вследствие этого жители берут воду из колодцев с урочищ Чануртан в восьми верстах от поселка. В зимнее время вода добывается из снега и льда.

Для топлива население пользуется местным камышем, который растет в районе Бородина поселка в изобилии, а более зажиточные домохозяева топку производят кизяком.http://old-gorynych.narod.ru

Местность с северной стороны поселка покрыта сплошным сыпучим песком, а вдоль речки Узеня – луговиком. На севере на расстоянии четырех верст имеется соленое озеро, из которого жители добывают соль. Ниже поселка по течению речки, в 4-х верстах к югу, начинаются большие озера, из них озеро Корабль замечательно рыбою. С запада озера Старческое и Сара-Кулак. В окрестностях Бородина много озер, в которых жители поселков ловят рыбу, а по окраинам этих озер производят покос сена и при урожаях накашивают очень много.http://old-gorynych.narod.ru

Лес по речке Узень не растет, но Бородин поселок украшается садовыми деревьями.

Жители Бородина поселка в большинстве были старообрядцы, которых и теперь здесь значительное количество.http://old-gorynych.narod.ru

Приходом Бородин поселок до 1897 года принадлежал к Сламихинской Покровско-Богородицкой церкви. Причт Сламихинской церкви посещал поселок в год не более пяти или шести раз на праздники: Рождества Христова, Богоявления, св.Пасху, Преполовение, на 1-й Спас с водосвящением и на Покров Божьей Матери, как престольный праздник. Кроме того в Великий пост для принятия православных на исповедь. Христианские обязанности прихожанами в те годы исполнялись неисправно, так что, бывало, детей крестили после болшого промежутка от дня их рождения.

Церковь в Бородиным поселке построена на средства благотворителей. Служа в Сламихинском приходе (с 1883г.) и приезжая по поселкам, я как-то подал мнение построить  В Фокеевым хуторе церковь, бывшему в то время станичным атаманом уряднику Д.А.Калентьеву, который сообщил об этом атаману отдела полковнику С.Е.Толстову. Атаман отдела горячо взялся за это предложение, был учрежден строительный комитет, в состав которого вошли Давид Калентьев, Василий Белоножкин и Марк Аблаев, которые начали собирать деньги на храм.http://old-gorynych.narod.ru

Первым священником приходским поступил некто о.Кондрат Крылов из дьяконов Уральских линейских церквей из Горячинского прихода. О.Крылов происхождением из мещан, домашнего образования. Поступив в приход, он ревностно взялся за украшение вновь выстроенного храма. Его попечением вся необходимая церковная утварь, богослужебные книги, иконы были приобретены с помощью прихожан и других благотворителей. Сами прихожане усердно жертвовали на украшение храма, чему способствовали частию урожайные годы, частию удачное рыболовство.http://old-gorynych.narod.ru

Храм построен каменный о семи главах во имя явления св. Иконы Божией Матери в Казани. Построен среди поселка на узкой площади. Ограда церкви сделана после на средства прихожан в 1904 году и стоила 550 руб.http://old-gorynych.narod.ru

Приход состоит из казаков Уральского войска и иногородних временно и оседло-проживающих. Состоит он из двух станиц: Бородинской и кармановской.

В Бородинской станице три поселка и один хутор входят в состав прихода, а именно: Бородин поселок, в коем в настоящее время жителей казачьего сословия мужского пола 158, женск. 152, в 2-м Глиненском поселке (Мастексай) муж. 82, женск. 76, в Мокринском муж. 64, жен. 68, на Севастьяновом хуторе (Хорошхин) муж. 14, жен. 20, а всего 629 чел. Иногородних в Бородинском пос. 61 чел., во 2-м Глиненском 2, а всего 63.http://old-gorynych.narod.ru

Кроме того в приходе в вышесказанных поселках есть старообрядцы – «никудышники», коих в Бородином пос. Муж. 48, жен. 45, во 2-м Глиненском муж. 1, жен. 1, а всего 95.

Кармановская станица расположена на степной речке Кушуме, станица населена преимущественно калмыками-ламайцами, причисленными к казакам Уральского войска; у них в Кармановском поселке построена для богомолья кумирня. Всех поселков в станице четыре: Кармановский, Кийсык-Камыш, Питемарск и Кызыл-Абинск; всего населения в поселках муж. 332, жен. 337.

В поселке Кармановском проживают русские из служащих в станице: атаман, фельдшер, инструктор и учитель народной школы с их семействами, кроме них три оседло проживающие инородца. Один из них – И.Н.Быков живет более 20 лет и имеет собственный дом и лавку с красным и бакалейным товаром, двое чернорабочие-крестьяне; всех же русских в Кармановском поселке муж. 19, жен. 22, всего 41.

Причтом православные прихожане, живущие в Кармановской станице, посещаются не более семи раз в год в праздники, в кои положено славление, в Великий пост и храмовый праздник. Кармановский поселок от православной церкви в 60 верстах.http://old-gorynych.narod.ru

Жители хутора Полубабкина казаки Уральского войска, в нем четыре двора и все проживающие в хуторе между собою родственники: три брата одного отца и зять. Заселен хутор казаком Каллистратом Полубабкиным, жителем 2-го Глиненского пос. Бородинской станицы в восьмидесятых годах прошедшего столетия. Хутор расположен на колодцах, откуда добывается вода как для себя, так и для скота. Вокруг хутора пахотная земля и степь для пастьбы скота отличная; также и для сенокошения. Население в хуторе муж. 13, жен. 6, всего 19. Всех принадлежащих к св.церки хуторян причт посещает в тоже время, как и Кармановский поселок. Расстоянием от церкви хутор в 125 верстах.  http://old-gorynych.narod.ru  

 Оренбургские епархиальные ведомости, №4,1907.

 

---вернуться к оглавлению---