ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

 

"Красные ворота". Арка Цесаревича в Уральске.

    Утраченные памятники Уральска

                                        

Р.Вафеев

ЗАГАДКА АРКИ ЦЕСАРЕВИЧА

 

В длинном перечне утраченных исторических памятников старого Уральска Триумфальная арка на Туркестанской площади занимает особое место. Этот необычный по своей архитектуре монумент, воздвигнутый, как писали газеты, «в ознаменование события и в память потомству», был важным градостроительным акцентом, завершая и украшая перспективу главной улицы города. Неудивительно, что арка была излюбленным объектом уральских фотографов прошлого. Сохранилось много фотоизображений арки, причем гораздо больше, чем видов куда более грандиозных и значимых зданий города того времени. Столь обильный фотоматериал дает нам возможность в деталях представить архитектуру этого утраченного сооружения, в истории которого есть немало интересного и загадочного.

   Несмотря на то, что Триумфальная арка была воздвигнута на самом видном месте Уральска и при вполне известных обстоятельствах, удивляет крайняя скупость дошедшей до нас нформации о ней.

"Красные ворота". Арка Цесаревича в Уральске.
"Красные ворота"- арка Цесаревича в Уральске.

Всю первую половину 1891 года Уральск был охвачен подготовкой празднования знаменательного юбилея - 300-летия служения Уральского казачьего войска Отечеству и царствующему дому Романовых. Особая важность этого события была подчеркнута высочайшим вниманием самого государя императора Александ­ра III и наследника цесаревича, августейшего атамана всех казачьих войск Николая Александровича. Годом ранее в Петербурге было принято решение, что наследник посетит в дни юбилейных торжеств уральцев в конце своего большого путешествия на Восток. 8 ноября 1890 года, в день ежегодного войскового праздника, уральцы получили телеграмму от наследника цесаревича с таким содержанием: «Благодарю и поздравляю моих казаков, надеюсь в будущем августе быть с Вами. Николай» (УВВ, 45, 1890).  

Цесаревич в Уральске. 1891год.
Цесаревич Николай Александрович.

По традиции, восходящей еще к эпохе древнего Рима, в Уральске к торжественной встрече большого гостя было принято решение выстроить кирпичную Триумфальную арку. Обстоятельства принятия этого решения не совсем ясны. Скорее всего, главным инициатором постройки был тогдашний наказной атаман Н.Н.Шипов, а сама арка строилась на пожертвования состоятельных горожан. В 24 «Уральских войсковых ведомостей» за 1891 г. мы встречаем первое упоминание об арке: «Жители города Уральска, несмотря на материальные невзгоды последних лет и мало обещающего текущего лета, спешат приубраться к этому времени и более достойно встретить небывалого у нас Великого Гостя... Постройка памятных триумфальных ворот, строящихся на месте бывшего сквера напротив театра, близится к концу. Прочность, превосходная архитектура их величина (27 арш.) особенно бросается в глаза. Это красивое здание, служа украшением города, будет также служить на многие времена и наглядным памятником пребывания в Уральске Наследника Цесаревича Николая Александровича в 1891 г.».

   Стоит отметить, что арка Цесаревича была далеко не первой Триумфальной аркой в Уральске. Еще в 1873 году к встрече героя Хивинской войны наказного атамана Н.А.Веревкина у входа на главную аллею Столыпинского бульвара была воздвигнута украшенная зеленью и флагами временная Триумфальная арка. А в 1878 году, для встречи сотни Г.П.Любавина, вернувшейся с Балканской русско-турецкой войны, уральцами была воздвигнута временная Триумфальная арка на Туркестанской площади, почти на том же месте, где позже появится арка Цесаревича.

Георгиевская арка. Уральск. 1891 год.
 

В 1891 году, одновременно с Триумфальной аркой на Туркестанской площади, на Соборной площади в Куренях была устроена временная Георгиевская арка: «На площади, перед древнейшим в войске храмом во имя Св.Архангела Михаила, где предназначалось чтение Высочайше и Всемилостивейше пожалованной войску Уральскому грамоты и освящениезнамен, вновь дарованных всем Уральским полкам, была воздвигнута в центре арка, с надписью «Боже Царя Храни!», украшенная флагами и гирляндами...» (Э.Э.Ухтомский «Путешествие Государя Императора Николая II на Восток в 1890-1891 гг. 1897 г.» с.227). Сохранилась фотография и даже, редчайший случай для Уральска, - акварельный цветной рисунок этой арки! Через нее наследник проследовал в рощу, переименованную по этому случаю из Ханской сначала в Георгиевскую, а затем Цесаревичеву. Здесь, в специально построенном павильоне, он дал «торжественный обед Уральскому войску в лице его представителей, офицеров, чиновников, духовенства, станичных атаманов, депутатов выборных от станиц, кавалеров знака отличия военного ордена, учителей народных школ и собранных на праздник нижних чинов строевых частей, равно как депутатами от киргизских обществ, явившихся приветствовать Наследника Престола».

   Но вернемся к арке Цесаревича на Туркестанскую площадь. Как уже было отмечено, до нее приблизительно на том же месте в 1875 г. была построена временная Балканская арка. Однако и она была не первым сооружением. Формирование Туркестанской площади началось с устройства последнего городского вала в 1807 г. В тот год от страшного пожара сгорел почти весь город. С целью предотвратить такие пожары в будущем, начальник края, оренбургский генерал-губернатор князь Г.С. Волконский, заставил отстраивать город по новому регулярному плану с прямыми и широкими улицами. Это решение потребовало значительно расширить городскую территорию. Прежний городской вал, устроенный по Крестовой улице в 1784 году, пришлось срыть, а новый был устроен дальше, по северному краю будущей Туркестанской площади, приблизительно по современной Красноармейской улице. Этот вал просуществовал вплоть до 1880-х годов. К этому времени Уральск перестал быть пограничным городом-крепостью, а с притоком иногороднего населения начал быстро расширяться в северном направлении. Существование укреплений потеряло всякий смысл, вал был вскоре срыт, а ров засыпан.

В месте пересечений этого вала с Большой Михайловской улицей были устроены ворота, по традиции называвшиеся Большими. От них уходили две дороги в Оренбург и Самару. Помимо Больших ворот, существовали Малые ворота в створе Уфимской улицы (ныне пересечение ул. Сурова и Красноармейской) и Соляные ворота в створе Камышинской (ныне территория завода «Зенит»). На плане Уральска 1870 г. видно, что Большие ворота находились где-то напротив нынешнего Казахского драматического театра, т.е. несколько севернее будущей арки Цесаревича. По поводу Больших и Малых ворот в 1874 г. Н.Ф.Савичев отмечал: «Заровнялся старый городской вал, выкопался новый потовыми общественными трудами и воздвигнулись на двух выездах негрозные, однако с крепкими затворами и шлагбаумами башни, не столько для защиты города от неприятеля или вообще от недобрых людей, сколько для остановки и расспросов всех проезжающих. Башни эти дожили и до того, что от них взяли караул и даже сняли тяжелые полотнища с ворот их и уничтожили пестрые шлагбаумы. Башни эти и теперь стоят невредимыми, не мешая более никому и не нуждаясь более в ремонтировке...» (УВВ, 1984, 31-35). К сожалению, до нас не дошло ни одного изображения этих ворот, которые также были в некотором смысле предшественниками будущей триумфальной арки. Поздним летним вечером 1837 г. через эти ворота въехал в город кортеж наследника цесаревича Александра Николаевича, сопровождаемого воспитателем и поэтом В.Жуковским. В вечерних сумерках подъезд к воротам на версту освещался импровизированными факелами: «За башней по обе стороны дороги смоляные бочки расставлены, чтобы зажечь их, т.е. сделать честь царь-наследнику, когда он будет въезжать ночью» (УВВ, 7, 1909).

   Скорее всего, именно через эти Большие ворота в город въехал осенью 1833 г. А.С. Пушкин.  К этим воротам подходили основные дороги из Самары и Оренбурга, через них же гости сразу попадали на центральную улицу, место проживания войсковых и городских аристократов. Впрочем, среди местных краеведов существует версия, что поэт мог въехать в город и через второстепенные Малые ворота.

С местом, на котором непосредственно была построена арка Цесаревича, далеко не все ясно. Сохранилась фотография Туркестанской площади еще до строительства арки, где точно на ее месте видно квадратное поле, огороженное двумя рядами деревянного ограждения. В приведенной выше цитате из «Войсковых ведомостей» оно названо сквером. Сквер этот - сам по себе достаточно загадочный объект. Некоторые краеведы считают, что именно на этом месте случились печальные события 1804 года, вошедшие в историю как «Кочкин пир». Более того, высказываются мнения, что именно на этом поле были захоронены некоторые запоротые насмерть «несогласные» казаки, не пожелавшие принять «штат». Однако А.Б.Карпов в примечаниях к «Памятнику казачьей старины» прямо указывает, что на месте кровавой расправы майором Кочкиным над «несогласными» «вплоть до 1872 года стояли три креста. Впоследствии при расширении города, эти нресть пришлись как раз посередине Боль шоп улицы против дома Ип. Сел Сладкова и бывшей Киргизской школы, за аркою Наследника Цесареви ча и были сняты как мешавшие езде, (УВВ, 7, 1909). Получается, что кре сты стояли вообще за городом и Большими воротами, а сквер, находивший ся гораздо южнее по центру площа­ди, не имеет никакого отношения   к событиям 1804 г.

   С архитектурной точки зрения, место, выбранное для стро­ительства новой арки, было удачное. Она эффектно замкнула пер спективу Большой Михайловской ули цы и ее северного продолжения в Садовой улице. Менее удачно арка вста ла на обширной Туркестанской площади, на которую были обращены не столь интересные боковые фасады.

Здесь стоит остановиться непос редственно на архитектурных особен ностях этого необычного сооружений, хранящих ряд неразгаданных загадок

По сей день остается неизвестным архитектор арки. В 1888 г. скончался войсковой архитектор Иван Андреевич Тец, достаточно продолжительное время занимавший эту должность. Известно, что перед смертью Иван Андреевич начал заниматься подготовкой к будущему празднику. В 1887-88 гг. он разработал эскизный проект первого варианта юбилейного храма Христе Спасителя, который предполагалось выстроить к приезду цесаревича Вполне возможно, что идея сооруже ния арки и место могли обсуждаться еще при Теце. После его смерти и непосредственно в 1891 г. должность войскового архитектора исполнял Болеслав Иванович Родзевич. В отличии от многолетней и плодотворной деятельности И.А.Теца, оставившего после себя значительное число построек, о кратковременной деятельности Б.Родзевича в Уральске практически ничего неизвестно. В юбилейном справочнике Императорской Академии художеств есть краткая информация о том, что архитектор Родзевич Болеслав учился в данном заведении на архитектурном отделении. В 1882 г он окончил научный курс, в 1884 г. получил за учебные,проекты две серебряные медали, а в 1885 г. одну (Юбилейный справочник Академии художеств 1864-1914. Сост. С.Н. Кондаков т.2. с. 381). То есть Родзевич, как и ранее Тец, получил архитектурное образование в Петербурге, в Академии художеств есть краткая информация о том, что архитектор Родзевич Болеслав учился в данном заведении на архитектурном отделении. В 1882г. он окончил научный курс, в 1884 г. получил за учебные проекты две серебряные медали, а в 1885 г. одну (Юбилейный справочник Академии художеств 1864-1914. Сост. С.Н. Кондаков т.2. с. 381). То есть Родзевич, как и ранее Тец, получил архитектурное образование в Петербурге, в Академии Художеств и приехал, будучи молодым специалистом, в Уральск. Имя Родзевича появляется в «Уральских войсковых ведомостях» лишь один раз. Он, вместе с атаманом Н.Н.Шиповым и инженером И.Н. Небароновым, назван среди попечителей областной выставки местных произведений, проходившей в юбилейные дни 1891 г. (УВВ, 13, 1891). Карьера Родзевича в Уральске, судя по всему не задалась, и он вскоре уехал. Понятно, что столь скудные сведения не дают установить роль Родзевича в строительстве арки. Вполне возможно, что он и мог быть автором или курировать уже начатую стройку. Мало вероятно, чтобы такое крупное и сложно украшенное здание было возведено всего за 3-4 теплых месяца 1891 г. Наверняка строительство арке началось в теплый сезон предшествующего 1890 г.

 

"Информбиржа News", Уральск, №1. 2011.