ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

 

"Красные ворота". Арка Цесаревича в Уральске.

    Утраченные памятники Уральска

                                        

Р.Вафеев

ЗАГАДКА АРКИ ЦЕСАРЕВИЧА

 

  

     Судя по дошедшим фотографиям, мы видим довольно необычное сооружение. Это четыре высокие восьмигранные башни, увенчанные куполами и соединенные между собой подковообразными арками. Причем большие арки устроены по оси Большой Михайловской улицы, а меньшие - по оси Туркестанской площади. Пропорции здания нарочито тяжелые, формы массивные, вид почти крепостной. Крепостной характер арки усиливают высокие аттики, украшенные пятью зубчатыми выступами. На северном фасаде импост (обрамление) арки украшает надпись, выполненная в кирпиче: «Наследнику цесаревичу», на южном - «Верноподданные жители Уральска». «На аттиках по две даты -1591 и 1891 г.г. Эти же юбилейные даты 300-летия служения Уральского казачьего войска отечеству и престолу и сегодня украшают декоративные бастионы у храма Христа Спасителя. Высота ворот, как отмечали «Ведомости», - 27 аршин, или 19 метров, т.е. это высота шестиэтажного дома! Арка действительно была монументальным сооружением.

   Стилистика арки многослойна и эклектична. В целом легко угадывается сплав мавританско-византийских мотивов. Это и подковообразный рисунок арок и окон, и характерная полосатая фактура стен, выкрашенных в контрастный краснобелый колер. По-видимому, такой, не­сколько экзотичный, восточный вид арки должен был, по мнению строителей, символизировать непосредственную связь города и войска с Азией. Эта особенность хорошо заметна в сравнении. Дело в том, что триумфальные арки строились на пути высокого гостя во всех городах, находившихся на пути следования кортежа цесаревича, а он, как известно, двигался по России с востока от Владивостока на запад, к Уральску. Однако архитектура этих арок совершенно иная. В основном они были выстроены в национальном «русском» стиле, особо популярном в царствование Александра III.

   Упоминая о маршруте цесаревича, самое время остановиться на прибайкальском городе Иркутске, в котором наследник побывал, следуя по пути к Уральску в июне того же 1891 года.

Как-то, рассматривая коллекцию дореволюционных открыток российских городов, я обратил внимание на здание музея Восточно-Сибирского Импера­торского отделения Русского географического общества (ВСОИРГО) в Иркутске. Оно мне показалось очень знакомым. Каково же было мое удивление, когда я увидел на главном фасаде этого здания фактически до деталей вос­произведенные элементы уральской Триумфальной арки!

Музей ВСОИРГО в Иркутске.
Музей ВСОИРГО в Иркутске.

   У здания ВСОИРГО интересная история. Оно было заложено на Большой улице Иркутска 26 сентября 1882 года, а уже 6 ноября следующего года было торжественно открыто. На торжествах открытия присутствовали те, кто непосредственно принимал участие в создании нового музея: генерал-губернатор Восточной Сибири Д.Г. Анучин, архитектор барон Г.В. Розен и консерватор музея Н.И.Витковский.

Первый музей географического общества в Иркутске размещался в деревянном здании и сгорел в 1879 г. В пожаре погибла богатая библиотека из 10 227 томов, погибли и 22 330 единиц естественно-географических и археологических экспонатов.

   Средства на строительство нового здания музея Восточно-Сибирского отдела императорского русского географического общества (ВСОИРГО) при участии генерал-губернатора Д.Г.Анучина собирала вся страна. Подписные листы приходили из Петербурга, Моск­вы, Красноярска, Кяхты, Николаевска-на-Амуре. Огромный денежный вклад внесли известные иркутские купцы.

   В 1883 году для музея ВСОИРГО выстроено главное двухэтажное здание с двумя залами, один - для экспозиции музея, другой - для общих собраний членов географического общества. В это же время построен флигель под жилые помещения консерватора музея. Необычна архитектура здания музея. Оно было похоже на замок, по четырем углам которого воздвигнуты башни.

   На фризе здания в 1883 году были начертаны имена ученых - исследователей восточных окраин России: Беринга, Врангеля, Георги, Гмелина, Гумбольдта, Крашенинникова, Ледебура, Мессершмидта, Миддендорфа, Миллера, Палласа и Стеллера. В 1901 году, когда отмечался полувековой юбилей ВСОИРГО, в программу торжеств входило открытие высеченных на фризе здания имен еще шести ученых: Маака, Максимовича, Норденшельда, Пржевальского, Турчанинова и Черского.

   Здание музея ВСОИРГО было построено в 1883 году по проекту достаточно известного российского инженера-архитектора барона Генриха Владимировича Розена. По его же проекту в Иркутске в 1875-94 гг. был построен грандиозный кафедральный Богородицко-Казанский собор в русско-византийском стиле.

   Примечательно, что образование Г.В. Розен получил в 1865-1871 гг. в строительном училище в Петербурге, т.е. теоретически он мог быть знаком с И.А. Тецем, обучавшемся также в Петербурге в Академии художеств с 1857 по 1869 гг. В конце 1880-х гг. Розен возвратился в Петербург, где и прожил остаток лет.

Розен в своих постройках часто использовал мавританские,византийские и неороманские стили. Архитектура иркутского музея - этому яркое подтверждение.

"Красные ворота". Арка Цесаревича в Уральске.

   В попытке прояснить обстоятельства строительства этого здания я связался с сотрудниками иркутского краеведческого музея, который размещается ныне в здании ВСОИРГО. Мой запрос удивил иркутян. Вот отрывок из ответного письма научного сотрудника музея Евгении Дугаржаповой:    «...в процессе обсуждения научные сотрудники нашего музея, в том числе и обладающие искусствоведческим образованием, высказали сле­дующие мнения:

   Объёмы уральской арки во многом схожи с объёмами первоначального проекта здания ВСОИРГО, похоже,

что аттик полностью заимствован из этого проекта. Что интересно, дополнения к проекту здания, предполагающие обустройство ещё двух зал на первом и втором этажах и притроя, появились только спустя не­сколько месяцев после посещения Наследником цесаревичем Иркутска. Таким образом, оба здания в общих чертах на момент посещения Иркутска и Уральска цесаревичем имели кубический объём и схожие пропорции». Относительно возможной связи Розена и Теца было высказано предположение, что «Мог иметь место факт совместного обучения Розена и Теца,  принадлежности их к одной школе, также не исключено, что каким-либо образом они могли иметь творческие или деловые контакты. Подобные предположения могут быть допущены и в отношении лиц, сотрудничавших с Г.В. Розеном. Тем не менее, однозначного подтверждения этим предположениям дать невозможно по причине недостатка документальной информации, в частности и о самом Г.В. Розене, равно как и по при­чине отсутствия у нашего музея какой-либо информации об И.А. Теце.

   Существует некоторая вероятность, что способствовать изучению представленного Вами вопроса могут материалы, находящиеся в ведении Академии художеств и архивов Москвы и Санкт-Петербурга».

   К сожалению, это письмо не прояснило тайну связи Триумфальной арки с Иркутским му­зеем ВСОИРГО. Тем не менее, все же можно высказать некоторые гипотезы.

   Проект уральской арки мог быть творческой переработкой уже существовавшего к тому времени и достаточно известного в России здания ВСОИРГО. Об отношениях Теца и Розена ничего неизвестно. Скорее всего, они не были знакомы, а Тец умер раньше, чем встал вопрос о строительстве арки.

   Конечно, можно допустить, что деятельный атаман Н.Н.Шипов после смерти И.А.Теца мог каким-то образом заказать проект арки в Санкт-Петер­бурге, который и был выполнен бароном Г.В.Розеном, к тому времени там проживавшем. Однако есть большое сомнение, что столь крупный архитектор в своем новом проекте повторил бы с сильным упрощением самого себя. При внимательном рассмотрении архитектурных деталей приходишь к выводу, что уральская арка была интерпретацией здания ВСОИРГО. При этом оригинал хорошо узнается. Архитектурные элементы арки являются упрощением сложных и изысканно нарисованных деталей иркутского прототипа. Так, на щите верхнего зубца аттика ВСОИРГО установлен объемный глобус, в уральском же варианте он заменен двуглавым гербом. Круглые башни при том рисунке и пропорциях превратились в восьмигранные, полностью упростилась сложная чешуйчатая крыша с ажурным кованым коньком. Круглые ниши музея, заполненные арабесками, в уральской арке превратились в окна. Участки фриза с именами путешественников сохранены, но оставлены пустыми. Все эти явные упрощения достаточно красноречиво говорят о том, что Розен не мог быть автором арки. Есть вероятность, что им мог быть войсковой инженер И.Н.Небаронов, временно исполнявший должность войскового архитектора после смерти И.А.Теца. Иркутский музей был достаточно известным зданием в России. Небаронов мог быть знаком с опубликованным в строительных журналах проектом музея, и на этой основе мог разработать проект арки. В некоторой степени в пользу этой версии свидетельствует достаточно странного вида боковой фасад. Его вид создает ощущение, что автор испытывал некоторую проблему в соединении двух больших симметричных арок в один цельный объем. В ситуации с Туркестанской площадью, когда еще не существовапо здания Коммерческого банка, с точки зрения архитектуры наиболее простым и логичным виделось сделать все четыре фасада одинаковыми или упростить ворота, сделав их не из четырех, а из двух башен. В ре­зультате ворота получили не совсем убедительные боковые фасады с низкими арками, странно завершенными все теми же упрощенными зубчатыми аттиками. Все это говорит о том, что проектом арки занимался специалист в целом достаточно образованный в строительном деле, но при этом не слишком искушенный в архитектуре. Им вполне мог быть инженер И.Н. Небаронов.

   Так или иначе, архитектурная загадка арки Цесаревича пока остается неразгаданной.

"Красные ворота". Арка Цесаревича в Уральске.
 

   29 июля 1891 года по старому  стилю Уральск встречал  великого гостя - цесаревича Николая Александровича: «При громе пушек, звоне колоколов всех церквей, при звуках полковых музык, игравших войсковой марш «Славься, славься, наш Русский Царь» и при восторженных перекатах гремевшего со всех сторон «Ура», Его высочество изволил подъехать к величественной каменной арке, сооруженной усердием жителей города Уральска в ознаменование события и в память потомству. У арки депутация от жителей города, Вице губернатора и старших членов Войскового хозяйственного правления во главе, имела счастие поднести наследнику городскую хлеб-соль на серебряном блюде». (Э.Э.Ухтомский «Путешествие Государя Императора Николая II на Востоке 1890-1891 гг. 1897г.» с.232).

   Каждый из четырех дней пребывания цесаревича в Уральске Триумфальная арка становилась частью торжественного спектакля. Так, 29 июля наследник был торжественно встречен уральцами у арки. Вечером, проезжая через ту же арку, он соизволил посетить атаманскую дачу в Войсковом саду, 30 июля цесаревич проехал под аркой, направляясь к смотру парада на скаковом кругу и на открытие сельскохозяйственной школы. Возвращаясь, опять через арку, он проследовал через весь город и мост на Бухарскую сторону Урала, туда, «...где съехавшиеся со всех уездов депутаты от киргизских волостей разбили свой временный аул». 31 июля наступил сам праздник 300-летия служения Уральского казачьего войска. После торжественной службы в Михайло-Архангельском соборе Цесаревич во главе грандиозной процессии проследовал по всему городу через арку на Иканскую площадь, к месту освящения фундамента юбилейного храма Христе Спасителя. Вернувшись обратно, конечно, снова через арку, цесаревич направился на торжественный обед в Ханскую рощу. Вечером того же дня цесаревич опять был приглашен атаманом Шиповым на ужин в Войсковой сад где « Его Императорскому Высоче ству благоугодно было после обеда согласиться присутствовать тут же в саду, на представлении находившихся тогда в Уральске труппы малороссов». В составе труппы перед высокие гостем пел и 18-летний Федор Шаляпин. А 1 августа « в 6 часов утра про вожаемый всем городом Цесаревич отбыл. До Атаманской станицы быи провожаем Наказным Атаманом» Выезжал цесаревич, конечно же, через ту же Триумфальную арку, призванную отныне хранить на века память о его пребывании в Уральске.

   Всего через 4 дня, 5 августа, це саревич прибыл в Петербург в Красное село, где находи лась в это время царская семья. Знаменитое мировое турне Никола?. Александровича, за которым в течение 9 месяцев напряженно следила вся Россия, завершилось. Через 5 лет, в мае 1896 года, встречая уральскую депутацию в дни своего коронования в Москве, император Николай II с бла годарностью вспомнит о своем пребывании в Уральске.

(продолжение следует)

          

"Информбиржа News", Уральск, №2. 2011.