ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

В.Кутищев(Уральск)

Всему свое время.

Канули в лету времена, когда Оренбургский край занимал огромные пространства. Прибывало население, строились городки, крепости, а за ними взмывали в небо купола и кресты больших и малых православных храмов. Не всегда и не везде все шло гладко и споро. Бывали случаи, когда желаемое и близкое оказывалось недосягаемым и далеким.

 

Наступил 1850-й год. В самом его начале протоиерей Уральской православной Казанско-Богородицкой церкви Василий Соколов получил письмо из Илецкого городка. В нем священник единоверческой Введенско-Богородицкой церкви Савва Назаров просил уведомить епископа Оренбургского Иосифа о необходимости постройки в Илецком городке, хотя бы временно устроенной, православной церкви. При этом, о.Савва подкреплял свое пожелание тем, что необходимость исполнения христианских треб для проживающих в городке иногородних православных в местном единоверческом храме может способствовать уклонению последних в единоверие. 1

По получении этих сведений из Уральска, епископ Иосиф незамедлительно, 13 апреля 1850 года, написал письмо Оренбургскому генерал-губернатору Обручеву В.А. Ссылаясь на сведения все того же о.Саввы Назарова, епископ просил Обручева устроить православную церковь, поскольку православных прихожан в Илецком городке, по его мнению, достаточно много.

Генерал-губернатор приказал находящемуся при нем чиновнику для особых поручений подполковнику Краевскому разведать ситуацию в городке. Благо подполковник был уже там, выполняя другое поручение. 2

Согласно задания Обручева чиновнику предписывалось узнать истинное количество православных в городке и, главное, смогут ли они построить церковь на собственные средства. Сбор этих сведений, как предписывалось, должен быть очень осторожным, дабы среди жителей не возникло никаких опасений, нелепых суждений и кривотолков.

Сразу же по получении предписания 5 мая 1850 года Краевский начал действовать и через две недели представил ответный письменный отчет. 3

Согласно сведений собранных подполковником, православных жителей в городке оказалось не так уж и много. Он насчитал 40 человек мужского пола иногороднего звания. При этом, отметил, что из числа этих сорока, 9 человек посещают единоверческую церковь. 4

Кто же входил в число этих сорока православных?

Надзиратель местной таможенной заставы с семью штатными чиновниками, пристав повинной части с четырьмя слугами, один отставной чиновник, восемь отставных солдат и двадцать мелочных торговцев, по преимуществу выходцев из крестьян.

Кроме перечисленных, много православных приезжают на местный базар для торга с прикочевавшими киргизами. Как правило, это происходит с осени до весны.

Проанализировал Краевский и состояние достатка местных православных. «Все проживающие здесь православные, суть люди недостаточные и при всем их желании и усердии иметь здесь православную церковь, построить оной по дороговизне местных строительных материалов не в силах». 5

Беседуя с людьми, подполковник нашел альтернативный вариант строительству. Оказалось, что в городке некогда, во времена командования городком атамана полковника Донскова, была построена старообрядческая часовня.

Часовня была закрыта 13 сентября 1843 года предписанием Уральской войсковой канцелярии. 6 Она была деревянной и стояла на кирпичном фундаменте. Находилась она в южной части городка вблизи вала, недалеко от базара. Размером она была четыре на шесть саженей.

Нашелся и теперешний владелец часовни - отставной казак Илецкого городка Григорий Алексеевич Калмынкин. Сам он был единоверцем, а здание часовни получил за долги в девятьсот рублей ассигнациями от вдовы полковника Донскова.

Казак Калмынкин уже собирался перестроить часовню под жилье, но к нему обратились местные часовенные старообрядцы с предложением выкупить строение для своих молитвенных нужд. Они не теряли надежды на восстановление часовни, считая святотатством перестройку ее под бытовое помещение.

К слову сказать, в это время в Илецком городке проживало 860 старообрядцев обоего пола.

Староверы упросили Калмынкина не разбирать и не переносить часовню, заплатив ему задаток в сто рублей. При этом, стоимость всей часовни по соглашению определили в восемьсот рублей.

На момент приезда подполковника Краевского завершение сделки расстроилось. По каким-то причинам староверы решили не отдавать оставшиеся невыплаченные деньги.

Краевский встретился с Калмынкиным. Казак, узнав о планах подполковника, что  часовня будет обращена в православный храм, согласился передать ее безвозмездно и дал Краевскому об этом подписку.7

Уже 3 июня 1850 года генерал-губернатором Обручевым В.А. в Военное министерство было отправлено письмо с результатами расследования подполковника Краевского.

После изложения сути дела, губернатор выразил свои пожелания. Поскольку «…в Уральском казачьем войске, еще до настоящего времени, раскол между казаками  гнездиться в самой сильной степени, то в видах постепенного искоренения онаго и введения между уральцами по возможности православия, я полагал бы с своей стороны весьма полезным воспользоваться настоящим предложением…».8 Вероятно, Обручев этой затеей хотел сделать два дела — построить православную церковь и не дать староверам восстановить свою часовню. При этом он указывал на экономическую целесообразность своего проекта. По его подсчетам ремонт здания, приобретение иконостаса, икон, «колокольного звона», богослужебных книг обойдутся значительно дешевле, чем строительство и обустройство новой церкви. Называлась примерная сумма – три тысячи рублей серебром и предлагалось отнести эту сумму в расходную часть войскового капитала Уральского казачьего войска. Также предлагалось все работы по ремонту и обустройству вести хозяйственным способом, что значительно сократит расходы.

Для исполнения треб во вновь устроенной церкви Обручевым было предложено  определить причт в составе одного священника и двух причетников с выплатой жалованья им из Уральского войскового капитала в годовом размере: священнику – 140, причетникам по 40 рублей серебром «доколе не представиться возможность обратить это содержание на счет прихожан».9

Губернатор попенял, при этом, на недостаточную активность Уральского войскового начальства. Оно де «…не только в постройке православного храма, но и единоверческих церквей, как я заметил, действует неохотно, с равнодушием и нежеланием…».10 В пример им приведено затянувшееся с 1837-го по текущий 1850-й год строительство православного Александро-Невского собора в самом городе Уральске.

Исходя из этого, Обручев предлагал все Илецкое дело вести под присмотром оренбургских чиновников, без всякого участия уральского войскового начальства.

Не забыл губернатор и казака Калмынкина. В письме он просит военного министра, в случае благоприятного исхода дела, объявить казаку министерскую благодарность.

Военный совет рассмотрел предложение из Оренбурга и 19 апреля 1851 года своим решением за № 907 11 постановил, что устройство храма за счет капитала Уральского казачьего войска для небольшого количества прихожан невойскового сословия не имеет смыла, поскольку населяющие Илецкий городок казаки не имеют в своем числе ни одного православного. Кроме этого, освящение раскольничьей часовни в православный храм «…едва ли удобно, ибо через сие могли бы быть возбуждены различные толки между казаками коснеющими еще в расколе».12

Далее в распоряжении тактично было указано на чрезмерное рвение и поспешность губернатора. «…вообще в делах веры всякие распоряжения правительства быть делаемы с величайшею осторожностию и не иначе как по совершенном убеждении, что распоряжения сии достигнут ожидаемой цели».13

Неприязнь к действиям Уральской войсковой администрации также получило осуждение от Военного министерства. «…устранение войскового начальства в распоряжениях по войску по приведению в исполнение мер, предпринимаемых высшим начальством и в особенности в делах подобных настоящему не удобно».14

Действительно, предложения из Оренбурга унижали уральских казаков. Как можно решиться на устройство храма на войсковой земле и на войсковые деньги не спрося желания самого Войска и даже не предлагая войсковой администрации принять участия в этом деле? А самое главное – для кого затевалось все это? Для нескольких десятков граждан, не состоящих в составе войсковой общины. Оренбург пренебрег также одним из главнейших и болезненных вопросов внутри Войска – отношение к старообрядцам. Ведь уральская войсковая канцелярия закрыла часовню, но решения об ее уничтожении или обращении не принимала.

В конечном итоге генералу Обручеву было предложено переосмыслить действия по устройству церкви в Илецком городке.

Новых предложений от Оренбургского генерал-губернатора больше не последовало.

20 мая 1852 года Военный совет вновь сделал запрос в Оренбург о судьбе проекта Обручева. К этому времени на генерал-губернаторский пост был вновь назначен генерал-адъютант Перовский.

Знающий, не понаслышке, характер и нрав уральцев, он перепроверил сведения и аргументы своего предшественника. Генерал счел идею по устройству православной церкви в городке «неудобоисполнимой и бесполезной».

Военный совет своим решением от 1 августа 1852 года инициативу экс-губернатора Оренбуржья Обручева оставил «без последствий».15

Так закончилась история по устройству православной церкви в Илецком городке.

* * *

 Пройдет еще сорок лет и мечта генерала Обручева В.А. сбудется, заштатный город Илек обретет свою православную церковь во имя Святителя Николая. Построят ее, как и задумывалось, иногородние жители. Главный престол будет освящен 15 августа 1892 года.1

Всему свое время!


1Государственный архив Оренбургской области - ГАОО, ф.6, оп.15, д.1236д, л.1

2 там же, л.2

3 там же, л.5

4 там же, л.5об.

5 там же

6 там же, л.6

7 там же, л.6об.

8 там же, л.9об.

9 там же, л.10об.

10 там же, л.10

11 там же, л.12

12 там же, л.13

13 там же

14 там же

15 там же, л.19

16ГАОО, ф.173, оп.9, д.2039, л.80

"Казачьи ведомости". Уральск.№9,2013

---вернуться к оглавлению---