ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

В. Кутищев

Полет авиатора.

8 июля 1912 года газета «Уральские войсковые ведомости» поместила рекламное объявление.

Далее в анонсе предстоящих зрелищ газета упомянула, что конские состязания будут интересны, ведь главным призом состязаний будет кругленькая сумма в 200 рублей. Зная любовь сограждан к лошадям, газета, тем не менее, отметила, что гвоздем программы будет полет известного российского авиатора Васильева А.А.[1]

Скачки и полет должны были пройти на скаковом кругу Уральского Поощрительного Скакового общества, находящегося в то время за железной дорогой, в районе теперешнего завода «Омега».

«Авиация или полеты по воздуху с каждым годом делает громадные успехи и теперь можно сказать, что задача, занимающая человечество с самых древних времен, решена. Населению Уральска сегодня предстоит воочию увидеть то, о чем они до сих пор только слышали или читали». Такими словами предвосхищала газета предстоящий полет.

Хотя пилотский стаж Васильева был всего несколько лет, это был очень опытный и известный летчик. Диплом летчика он получил во Франции 29 августа 1910 года.

Александр Алексеевич родился в 1881 году. Окончил гимназию, а затем юридический факультет Казанского университета.

Знакомство с авиаторами Уточкиным С.И. и Ефимовым М.Н. круто изменило судьбу юриста. Он «заболел» небом и твердо решил стать летчиком.

Авиаторы Васильев А.А., Уточкин С.И., Ефимов М.Н..
1910 г.

Первым дальним перелетом пилота был полет из Елизаветполи в Тифлис дальностью 176 верст, предпринятый им все в том же 1910-м.[2]

Нужно сказать, что начало второго десятилетия в России ознаменовалось началом авиационного бума. Россия рвалась в небо.

В конце апреля 1910 года в Петербурге была проведена авиационная неделя. В ней приняли участие пять летчиков, среди которых был всего один россиянин. Стартовали авиаторы с приспособленного аэродрома.

Ровно через год, в 1911-м прошла  Вторая Санкт-Петербургская авиационная неделя. Российский журнал «Природа и люди» с удовлетворением отметил, что разница между первой и второй авиационными неделями состояла в том, что « в прошлом году из всех авиаторов был один только русский, а остальные иностранцы, тогда как теперь все участники, кроме одного, были русские».

Также журнал отметил, теперь авиационные старты производились «на вполне оборудованном аэродроме».

Участником описываемого авиационного праздника был Васильев А.А., уже имевший авторитет опытного летчика.

Среди пилотов-участников разыгралось соревнование за звание лучшего. Лидерами в нем стали россияне М.Ефимов и А.Васильев. Оба летали на самолетах марки «Блерио». Оба пилота на равных управляли самолетами.

В последний день соревнований, когда должны были определиться призеры за высоту и продолжительность полета, авиаторы не спускались на землю до конца состязаний. Их состязание длилось 2 часа 19 минут.

Приз за продолжительность полета герои поделили пополам. За высоту подъема приз получил Васильев, поднявшийся на высоту 1650 метров, превысив результат Ефимова всего на 20 метров.

Учитывая интерес к покорителям воздушного океана, как к небожителям, призы им были вручены тоже заоблачные. Примерно, по 10000 рублей.

10 июля началось новое испытание для первых русских авиаторов. Перелет Петербург-Москва протяженностью 680 верст.

К чести Васильева, он - единственный из девяти участников смог достичь финиша. При этом он побил мировой рекорд по дальности перелета в течение суток. Результат летчика составил 667 километров. Побитый мировой рекорд, установленный ранее французским летчиком Бомоном, равнялся 645 километрам.

Остальные участники перелета сошли с дистанции отнюдь не по собственному желанию. Борьба с воздушной стихией дорого обошлась летчикам. Гибель, травмы и увечья. Не даром этот перелет окрестили «кровавым».

На Ходынском поле авиатора встречала многотысячная толпа во главе с московским губернатором. Он от имени Москвы поздравил летчика с благополучным прибытием и открытием воздушного пути между столицами.[3]

                                                         Васильев А.А. после перелета Петербург-Москва.1911 год.

После таких замечательных авиационных достижений пилот начал получать множество предложений о проведении показательных полетов в городах Российской Империи.

В 1911 году летчик демонстрировал свое мастерство в Царицыне и Омске. А в 1912-м, перед выступлениями в Барнауле авиатор посетил наш город.

Летал Васильев в Уральске 8 и 10 июля.

8 июля было сделано два полета. Первый полет проходил на небольшой высоте. Взлетев со скакового круга, пилот направил машину по направлению к Переволочной роще, повернув над ней, пролетел над Вокзальной площадью и аккуратно посадил машину «почти на то место, с которого поднимался».[4]

Через некоторое время «Блерио» Васильева снова взлетел.

Второй полет проходил на большей высоте и был значительно продолжительнее. Пролетая над перроном вокзала, Александр Алексеевич видел многочисленную толпу уральцев, приветливо аплодирующую его полету.

Далее самолет взял курс на тюрьму, затем повернул к винному складу и полетел по направлению к Предтеченской площади. Неподалеку от Коммерческого банка авиатор пересек Большую Алексеевскую улицу.

Как уже было сказано, полет проходил на большой высоте и его можно было наблюдать даже из Куреней и Новоселок.

На Канцелярской улице многие уральцы даже взобрались на крыши, чтобы лучше разглядеть крылатую машину.

Современник событий отметил, что везде появление самолета встречалось аплодисментами.

«Чисто коршун!» - восклицали восхищенные уральцы.

Также современник отметил, что уральцы повсеместно только молчаливо аплодировали.

«…в этой молчаливости чувствовалась какая-то молчаливая сосредоточенность перед величавым зрелищем, важное значение которого как бы инстинктивно чувствовалось всеми[5]».

          После приземления пилоту были преподнесены цветы. Полет продолжался около 7 минут.

          Сбор от продажи мест на ипподроме составил 960 рублей, из них, согласно договора, авиатором были получены 600.

          10 июля в 8 часов вечера Александр Алексеевич снова поднял в воздух свой аэроплан. Однако, сделав 4-5 кругов, самолет сел и более не взлетал.

           Так прошли показательные выступления прославленного авиатора на уральской земле.

           О дальнейшей судьбе летчика известно не много.

           В конце 1912 года он вместе с другими летчиками Агафоновым, Евсюковым и Янковским изъявил желание воевать на стороне Болгарии в разгорающемся Балканском конфликте – предтече Первой мировой войны.

           Также имеются сведения, что в 1913 году Васильев, вернувшись с Балкан, работал летчиком-испытателем на Петербургском авиационном заводе. При этом он продолжал показывать свое летное мастерство в городах России. В 1913-м это были Лодзь, Варшава, Вильно, Екатеринослав, Пятигорск, Ростов-на-Дону.

           В середине августа 1914 года наш герой в качестве добровольца прибыл на юго-западный фронт и был приписан к 9 армии.

          Первый боевой вылет стал для Васильева последним. 10 августа 1914 года отважный пилот-доброволец поднял свою машину в воздух, чтобы произвести разведку города Львова. Шрапнелью был поврежден мотор, и Васильев был вынужден приземлиться во вражеском тылу. Летчик и находившийся на борту наблюдатель генерал-лейтенант Мартынов попали в плен к австрийцам.

          Генерал Мартынов после более чем трехлетнего плена, летом 1918-го вернулся в Москву.

          Васильев оставался в плену всю войну. Совершил попытку побега, после которого был заключен в лагерь строгого режима.

          Российское командование делало неоднократные безуспешные попытки по освобождению патриота путем обмена на пленных офицеров-австрийцев.

          " В последнем документе от 31 декабря 1917 года австрийская сторона вторично сообщила, что пленный авиатор "признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов".[6]

           На родину Александр Алексеевич так и не вернулся. По непроверенным сведениям умер в 1918 году.


[1] «Уральские войсковые ведомости», №52, 1912.

[2] «Природа и люди», №25, 1911.

[3] Глезеров С. Первый перелет Петербург-Москва. Триумф или трагедия? «Невское время», №131, 2001

[4] «Уральские войсковые ведомости», №53, 1912.

[5] «Уральские войсковые ведомости», №53, 1912.

[6] Лавренец В. Лётчики России. М., «Машиностроение». 1992, стр.39.

       Казачьи ведомости. Уральск.№7,2007

   

---вернуться к оглавлению---