ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

В. Кутищев

Кумысники.

     Инициатором использования кумыса, как лечебного средства, на уральской земле был наказной атаман Уральского казачьего войска Аркадий Дмитриевич Столыпин. В 1857 году он был назначен в наши края на атаманство. Переполненный энергией ветеран минувшей русско-турецкой войны сразу же окунулся в жизнь войска. Как человек незаурядный и передовой, он сразу же увидел недостатки социальной и бытовой жизни уральцев.

Уральским Петром Первым называли его обыватели. Да и не мудрено, ведь в память об Аркадии Дмитриевиче много чего осталось в Уральске. Во то время в Уральске началась массовая застройка каменными домами, заложен был городской бульвар, получивший в народе название Столыпинский. Часть бульвара с ротондой сохранилась до наших дней.

При Столыпине в 1859 году был построен театр[1], в 1862 году - Уральская типография[2], по форпостам и поселкам открыто более ста школ.

Особой заботой атамана была организация стационарного кумысолечения. По свидетельствам видного самарского краеведа, городского головы Самары 90-х годов XIX столетия Петра Владимировича Алабина атаман сделал следующее:

«…въ уметъ Камеликъ, въ 170 верстахъ отъ Самары, были собраны башкиры съ конскими табунами и управляющий башкирскимъ отделениемъ Уральскаго войска, подполковникъ Серовъ, приглашалъ, черезъ газеты, желающихъ приезжать въ названный уметъ, пить кумысъ прямо изъ турсука за 1 р. въ день, получая за эту же плату место въ кибитке и кочуя вместе съ башкирами…»[3].

Это событие по словам Алабина П.В. произошло в 1860 году.

Мы уже привыкли называть далекую западную окраину нашего города Кумыской, полагая, что эта местность исстари носит это название. На самом деле это не так.

Место это с 1866 года являлось Никольским единоверческим православным мужским монастырем[4]. С приходом советской власти и начавшейся атеистической борьбы полуразрушенный артиллерией в гражданскую войну[5] монастырь был упразднен. Некоторое время монастырский комплекс находился в подчинении разных городских учреждений, а в феврале 1922 года был передан Губсобезу ( губернскому отделу социального обеспечения) с целью поиска применения его в системе здравоохранения[6].

Однако новой власти пока еще и в голову не приходило организовать здесь кумысолечебницу. А зачем что-то придумывать, когда все уже придумано и налажено.

Дело в том, что в конце первого десятилетия XX века кумысолечебница была открыта неподалеку от Уральска, на зауральной стороне в поселке Подстепный[7].

В далеком 1912 году, например, поправляли здоровье кумысом не только уральцы, но и кумысники, как их окрестила народная молва еще в XIX веке, из Варшавы, Харькова, Рыбинска, Саратова и других городов.

Отдыхающие поселялись в мазанках, а кумыс доставлялся в начале курортного сезона из близлежащих аулов. Однако корм для кобылиц вблизи поселка скоро истощался, что сказывалось на качестве напитка. Поэтому постепенно поставщиками целебного напитка становились аульчане, проживавшие за семь и более верст от лечебницы[8].

Многие отдыхающие, дабы избежать неудобств проживания в сырых поселковых мазанках, предпочитали «нанимать на летние месяцы кибитки у киргизов за Подстепным поселком, чтобы удобнее пользоваться степным воздухом и дешевою доставкою кумыса из ближайшей Карасуйской волости»[9].

Интересно, что в официальных документах подстепнинский курорт назывался «Кумысо-лечебница доктора Постникова[10]». Дело в том, что практически в одно и то же время с кумысным курортом, созданным чаяниями атамана Столыпина в XIX веке, в Самаре доктором Постниковым было открыто кумысное заведение. Лошади для получения кумыса, как указывает все тот же Алабин П.В., были выписаны из-под Уральска.

Хочу добавить, что до 29 марта 1870 года в Уральском казачьем войске служил младшим войсковым врачом некий коллежский асессор Постников «за болезнию» уволенный от службы[11].

Отсюда возникают вопросы для новых исследователей этой темы. Самарский доктор Постников создал сеть кумысолечебниц, разместив одну из них под Уральском? А может быть, лечебницу возглавлял потомок или близкий родственник замечательного самарца?

В городе кумысом торговали на розлив и в бутылках на Большой Михайловской улице, на Бульваре и в других местах. Напротив Казанской церкви, в ряду каменных лавок торговал уральский татарин Г. Халилов, имевший собственных дойных кобылиц[12]. Кумыс он продавался по 13 копеек за бутылку.

Особо полюбился уральцам кумыс от кобыл казака Аптюшева Г.К.[13]. Кумысной торговлей он занимался более двадцати пяти лет. Дойное стадо у него было около двух десятков голов и позволяло ежедневно продавать 4-5 ведер кумыса[14].

Аптюшевского кумыса, продаваемого на Бульваре, хватало не всем и горожане упрекали казака в нежелании удовлетворить всех желающих. Однако он не хотел гнаться за прибылью, зная, что чрезмерное задаивание кобылиц снижает качество продукта и очень плохо сказывается на здоровье последних.

Однако, как только заканчивался кумыс у Аптюшева на Бульваре, любители целебного напитка спешили в лавку на Большую Михайловскую, в дом, где находилась община Красного Креста. Кстати, эта лавка признавалась обывателями «лучшей по чистоте обстановки»[15]. Видно соседство с Красным Крестом давало себя знать!

Лечение в Подстепном, прерванное гражданской войной возобновилось предположительно в 1923 году. А в следующем году газета «Красный Урал» писала «кумысолечебница и дом отдыха расположены к северу от п. Подстепного на берегу пруда. …Открыт курорт 15 июня на 50 коек»[16].

Располагались отдыхающие в палатках. Им были предоставлены постели, белье, халаты. Причем, газетой отмечалось: «белье меняется еженедельно».

Медицинский персонал состоял из врача, фельдшера и двух сестер милосердия.

Интересен рацион кумысников и система лечения кумысом. «Отдыхающие и кумысники едят 3 раза в день. Утром – белый хлеб 2ф (фунтов –В.К.)., масло сливочное – 12зол.(золотников – В.К.), ½ бутылки молока, 2 яйца, сахар; в обед – суп с мясом, второе блюдо ввиду жаркой погоды перенесено на вечер; ужин – котлеты или жаркое и каша. Кроме того, кумысникам выдается кумыс в следующем порядке: первые 7 дней по одной бутылке, вторые 7 дней – 2 б., третьи 7 дней – по 3 бут., 4 дня – по 4 бутылки, 3 дня по 5 бутылок и последние 2 дня по 3 бутылки»[17].

Дисциплина на курорте поддерживалась строгая. Ее гарантом был политрук – секретарь подстепнинской ячейки РКП(б). Отлучки с курорта не разрешались. Хотя с питанием и проживанием кумысников было все налажено, но, в целом, на курорте было очень скучно. Газета сокрушалась, что находясь на берегу пруда, курорт не имеет даже лодки. «Только и дела, что лежишь, ешь и опять лежишь».

Кумыс и кумысолечение, как видно, всегда был связаны с нашим городом. Даже в тяжелые послевоенные, голодные двадцатые годы он был одним из обычных, хотя и очень ценных, продуктов в рационе уральцев.


 

[1] Савичев Н.Ф. Уральская старина. Рассказы из виденного и слышанного. Уральск, «Оптима»,2006, с.441

[2] Савичев Н.Ф., указ. соч., с.442

[3] Алабин П.В. Двадцатипятилетние Самары, как губернского города. Самара, Губернская типография, 1877.

[4] Савичев Н.Ф., указ. соч.,  с.441

[5] Фокин Н. И. Уральск православный. Ульяновск, УлГГУ, 2002, с. 206.

[6] «Красный Урал», № 40,  18.02.1922.

[7] «Уральские войсковые ведомости», №52, 07.07.1912.

[8] «Уральские войсковые ведомости», №52, 07.07.1912.

[9] «Уральские войсковые ведомости», №34, 09.05.1913.

[10] «Уральские войсковые ведомости», №69, 04.09.1916.

[11] «Уральские войсковые ведомости», №32, 16.08.1870.

[12] «Уральские войсковые ведомости», №42, 31.05.1912.

[13] Предположительно, Аптюшев Гариф, казак отставного разряда Уральской станицы, член Уральского городского Попечительства по призрению семей нижних чинов, за благотворительную деятельность награжден в 1917 году сербрянной нагрудной медалью «За усердие» на Станиславской ленте ( приказ по Войску № 35 от 15.01.1917г.). См., Уральские войсковые ведомости № 16 за 1917г.

[14]  «Уральские войсковые ведомости», № 51 07.07.1913.

[15] «Уральские войсковые ведомости», № 58, 01.08.1913.

[16] «Красный Урал», №141, 24.06.1924.

[17] «Красный Урал», №141, 24.06.1924.

    "Информбиржа news". Уральск.№6,2008

---вернуться к оглавлению---