ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

В. Кутищев

Крест Животворящий.

         8 августа в поселке Большой Чаган[1] произошло событие, которого долго ждали. Архиепископом Уральским и Гурьевским в присутствии епархиального духовенства, строителей и верующих были освящены кресты вновь строящегося храма во имя Успения Божьей Матери.

Колокол с Уральского Михайло-Архангельского собора опять на службе.
Колокол с Уральского Михайло-Архангельского собора опять на службе.

Под звон колоколов, ранее находившихся на звоннице Старого собора и переданных епархией Больше-Чаганской церковной общине, владыка Антоний освятил кресты.

Архиепископ Антоний освящает кресты.

Архиепископ Антоний освящает кресты.

 

На это торжество собралось довольно-таки много народу. Местные поселковые -  стар и млад, гости из соседних поселков и из Уральска.

По окончании освящения к архиепископу выстроилась большая очередь. Владыка благословлял присутствующих и дарил в память о событии маленькие иконки.

Архиепископ Антоний благославляет верующих п.Большой Чаган.

Благословление архиепископа.

 

Буквально, через час, кресты были водружены на купола храма.

Теперь мы с полным правом можем сказать о местах вблизи поселка – большечаганская окрестность. Ведь окрестность от слова окрещаемый,  то есть, находящийся под защитой креста.

Это событие из событий современного Казахстана имеет стародавние корни, о которых следует вспомнить.

 

***

В XIX веке, а точнее в 1874 году, в этом поселке, который тогда назывался форпост Чаганский, была освящена вновь построенная деревянная церковь во имя Николая Святителя[2]. Была эта церковь единоверческая. То есть, говоря упрощенно, не совсем православная в теперешнем понимании, а более старообрядческая. Не будем касаться тонкостей споров между «никонианцами» - представителями тогдашнего официального православия и хранителями древних традиций – старообрядцами. Одним словом, единоверие возникло и жило, как компромисс между двумя ветвями главной веры российского государства - православия.

Первым священником в этой церкви был Терентий Исаакович Хохлачев.

Хохлачев Терентий Исаакович.

Хохлачев Терентий Исаакович.

 Конечно же, священнику пришлось очень трудно на первых порах, так как начало его служения в новом приходе ознаменовалось с введением «Положения о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском» обнародованном в 1874 году.

Многие уральцы видели в «Положении» прямое посягательство на главные столпы устоев уральской казачьей общины – на вольности и на веру. Начались волнения, за ними последовало наказание. Много казачьих семей были высланы в Среднюю Азию.

Вот и пришлось новому батюшке Терентию служить, как говорится, «не за веру, за правду».

Показывать на своем примере, как должен жить настоящий православный христианин.

          Долго шел процесс «притирания» казаков и батюшки. Дополнительно Отец Терентий возглавлял и был попечителем местной церковно-приходской школы.

 Усилия и труды Терентия Исааковича не остались тщетными, в 1890 году, на поселковом сходе благодарная паства священника вынесла решение «Прихожане церкви святителя Николая в 1-м Чаганском поселке Чаганской станицы Уральского казачьего войска 25 февраля 1890 г. на поселковом сходе постановили в ознаменование 15-летней службы при церкви священника Терентия Хохлачева, примерной его жизни и неустанной его заботливости о благонравии прихожан и о детях, обучающихся в местной школе, при которой он в продолжение 8 лет состоит попечителем, соорудить на добровольные пожертвования икону с надписью в нижней кайме: "сооружена усердием благодарных прихожан о. Т. Хохлачеву" и икону эту поднести ему»[3].

Творил отец Терентий труды свои в приходе до 1898 года, когда и скончался.

Смена у батюшки взросла неплохая. После него приход возглавляли – о.о.  Голованичев Вениамин Терентьевич, Белугин Геннадий Евдокимович, Назаров Иаков Миронович[4].

В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, прозванную в народе Германской. Уральское казачье войско выставило на фронт, помимо трех полков регулярной службы, шесть так называемых льготных, скомплектованных из казаков старших возрастов уже  раннее отслуживших.

Семьи казаков-фронтовиков жили ожиданием вестей с войны, прекрасно понимая, что они могут быть и печальные.

Война не замедлила принять первую человеческую жертву от чаганцев. 2 октября 1914 года при переправе через реку Вислу был убит казак 6-й сотни 5-го Уральского казачьего полка Белугин Сергей Гаврилович[5].

В этом же бою был ранен другой станичник – старший урядник Вотяков Иван Иванович.

На сходе прихожан Николаевской церкви было решено. В память участия чаганских воинов в этой войне заказать икону, поместив на ней имена фронтовиков. Такая икона во имя Покрова Божьей Матери была вскоре написана и помещена в церковь[6].

В конце 1917-го – начале 1918-го годов уральцы вернулись с фронтов Германской.

Недолго пришлось им наслаждаться мирной жизнью. С марта 1918 года на территории Уральской области начались бои Гражданской войны. Вместе с боевыми действиями в область пришли их верные спутники – голод и болезни. Многие и многие тысячи земляков сгинули в этом беспощадном кровавом водовороте.

В 1920 году закончились боевые действия на Уральском фронте, но не закончились испытания уральцев.

Еще с января 1919 года, с момента взятия красными войсками Уральска, новой власти не давали покоя продовольственные ресурсы, накопленные в области. Не успев еще укоренится, власть старалась сделать все, чтобы получить главные рычаги по управлению народом, а именно: взять под контроль продовольствие.

Дела ее были столь «успешны», что к концу 1921 года смертельная опасность голода накрыла всю область. Десятки тысяч пудов хлеба. мяса. рыбы, вывезенных из области, сделали свое дело. Люди, доведенные до зверского состояния, дошли в своем падении до трупоедства и людоедства.

         Даже официальный печатный орган Уральского губкома и исполкома газета «Красный Урал» вынуждена была констатировать это. «Население Бударинского поселка пухнет от голода. Смертность – ежедневно до 6 человек. Трупы умерших лежат по нескольку дней не убранными. Имеются случаи людоедства. Гр. У. Ш.( по этическим соображениям полные фамилия и имя мною опущены - В.К .) был съеден труп умершей женщины и 2 детей»[7].

Сообщения о голодных смертях, о поедании кошек и собак были в каждом газетном номере.

Новая власть под видом борьбы с голодом получила очередную возможность поиздеваться над своим народом. Был брошен призыв – «Церковные ценности в помощь голодающим!»

На уральскую землю тяжелым катком наехало безбожие.

По всей, некогда могучей Державе, считавшей себя третьим Римом, прокатились волны церковных погромов, убийств и надругательств над священниками и монахами.

Не остались в стороне и прихожане. Для них не оставили выбора. Или ты по указу партийных функционеров принимаешь участие в глумлении и осквернении православных святынь, или… очень и очень скоро ощутишь на себе и своих близких «карающую десницу» революции.

И чтобы выжить в этой кровавой суматохе, народу приходилось исполнять приказания власти. Участвовать в погромах церквей, разбивать иконы.

Атеизм, хоть и временно, как показала история, взял власть над умами и сердцами чаганцев. Да и только ли их!

Неизвестно, что было найдено и изъято комиссией по сбору церковных ценностей в поселке.

Однако надо отметить, что храм в поселке в этот раз устоял, не был не сожжен, не разрушен.

В ноябре 1929 года по призыву уральских железнодорожников начали снимать церковные колокола, якобы на нужды промышленности. Казаки Чаганской станицы и Щаповского поселка сдали на приемные пункты 16 тонн цветного металла снятого со своих церквей[8].

Вскоре была разрушена и сама церковь.

 

***

 

Прошло более семидесяти лет. Исчезло государство, ставившее своей целью искоренение Веры в душе народа.

В 2005 году на поселковом сходе было принято решение о строительстве храма в поселке.

Инициативная группа получила благословение главы епархии архиепископа Антония.

Первоначально планировалось возвести храм во имя Иоанна Предтечи. Начались поиски места. Копались шурфы, очень хотелось найти следы от старой церкви.

Наконец, удача увенчала поиск успехом.

Уже была сделана разметка фундамента нового храма, как незадолго до празднования Николы-летнего в мае месяце, Севрюгин Юрий совершенно в другом месте обнаружил в земле кладку из старого кирпича.

Среди красного кирпича лежал белый камень наподобие известнякового. В его углублении была найдена медная пластина с надписью, несколько десятков медных монет и три серебряные.

Надпись на пластине гласила, что заложена она по случаю сооружения церковного предела во имя Успения Пресвятой Божьей Матери.

Закладная табличка придела Николаевской церкви в 1-м Чаганском поселке.

Найденная закладная табличка.

 

Когда пластину показали в епархии, владыка Антоний сказал, что сама Богородица чудесным образом указала место и во имя кого будет построен новый храм.

Строительство начали вести отец и сын Николаевы – Анатолий Георгиевич и Игорь Анатольевич.

Был сделан фундамент, началось возведение стен.

По каким-то причинам стройка остановилась. Недостроенный храм мок под дождем и снегом, началось его разрушение.

Видя, что у Николаевых нет возможности продолжать строительство, поселковые жители решили возобновить стройку. К тому же Николаевы вестей о себе не подавали.

Стихийно создалась инициативная группа по продолжению стройки. В нее вошли бабушки Плетнева Елена Павловна, Серебрякова Тамара Александровна, Глазкова Лидия Валентиновна и  Суворов Сергей Васильевич.

Серебрякова Тамара Александровна, Плетнева Елена Павловна, Суворов Сергей Васильевич, Глазкова Лидия Валентиновна.

Инициативная группа на "субботнике". Серебрякова Тамара Александровна, Плетнева Елена Павловна, Суворов Сергей Васильевич, Глазкова Лидия Валентиновна. Съемка ноября 2008 г.

 

15 августа 2008 работы в храме возобновились.

Стройка, действительно, стала народной. В поселке нет крупных предприятий и предпринимателей. Тем не менее, предприниматели Макушины и Манукян приняли активное участие.

Потихоньку у Суворова С.В. начали скапливаться пожертвования, которые направлялись на приобретение строительных материалов. Большую помощь в сборе средств оказала Китаева Мария Федоровна, которая по благословению собирала деньги от прихожан Старого собора в Уральске. Окна в храме изготовлены на деньги, собранные, в том числе Марией Федоровной.

С самого начала возобновления строительства активно финансово и организационно принимал и  принимает участие уральский предприниматель Чернявский Александр Дмитриевич. Им были заказаны и доставлены новые купола, приобретены кирпич и другие материалы.

Когда начали вести работы по планировке земли вокруг храма и проведению электрического кабеля, неподалеку от алтаря было найдено два одиночных захоронения.

Первое являло собой склеп. Останки, находившиеся там перезахоронили на местном кладбище.

Второе погребение находилось в гробу, обитом металлом. Внутри гроба лежали посох, лестовка (православные четки, изготовленные как правило из кожи – В.К.) и чаша для причастия.

Предполагаемая могила старца Антипия.

Предполагаемая могила старца Антипия. Съемка октября 2008 г.

 

По местному преданию вблизи старой церкви был погребен старец Антипа. Молитвенник, посетивший Иерусалим имел дар исцеления болезней прикосновением посоха.

Предание оставалось бы преданием, но автором этих строк было обнаружено документальное подтверждение существования старца.

В 1916 году газета «Уральские войсковые ведомости» сообщила, что 19 мая в 1-м Чаганском поселке в ограде местной церкви произошло перезахоронение останков старца Антипия, перевезенных с одного из кладбищ Уральска[9]. Также в газетной заметке отмечалось, что «… Антипий был служитель в св.Палестине… по прибытии оттуда он стал врачевателем… Как врачеватель, он имел популярность[10]».

По продолжении земляных работ за алтарем были обнаружены на небольшой глубине множественные человеческие останки, пересыпанные известью. Скорее всего, здесь нашли последний приют жертвы уральского голодомора, описанного выше.

 

В трех-четырех десятков метров перед входом в новый храм стоит бетонный обелиск. Время не смогло сохранить его в том виде, как замышляли устроители. Говорят, что это памятник красноармейцам участникам Гражданской войны. Местные жители даже припоминают одну из фамилий – Зайцев и даже считают, что он похоронен под ним.

красноармеец Зайцев

Здесь по преданиюю похоронен красноармеец Зайцев. Съемка октября 2008 г.

 О Зайцеве здесь есть тоже местное предание. Будто бы он вошел в старый храм и совершил там что-то нечестивое. На выходе его поджидал казак, свидетель бесчинства. Он убил Зайцева прямо на паперти.

Суворов С.В. рассказывал, что когда Николаевы начали стройку, к ним обратилась дочь Зайцева с просьбой не разрушать обелиск. Это косвенно подтверждает хотя бы сам факт, что этот красноармеец действительно существовал.

По воспоминаниям старожилов в районе обелиска когда-то находился дом священника.

У церковной площади богатая история советских времен. Здесь в 1962 году была открыта школа, а потом здесь была больница на 20 коек с родильным отделением. Рядом был стадион. Зимой заливали каток, ставили хоккейную коробку.

 

 

 

 

***

 

 

                                                                                                                               Не думали и не гадали чаганские жители XIX века, что храм, построенный ими на народные копеечки, простоит так недолго – чуть более полувека.

Как, наверное, тяжело было видеть их детям и внукам разрушение храма! Исчезли последняя защита и последний духовный ориентир.

Храм во имя Успения Божьей Матери в Боьшом Чагане.

Еще несколько секунд и крест встанет на свое место.

 Но нашлись добрые и честные люди, для которых символ веры – Крест, стал одним из главных дел жизни! Строительство идет к завершению. А в душах людей опять звучит: 

 - О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святой Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь![11]

 

 

 

 

 


 

[1] В досоветские времена – 1-й Чаганский поселок, он же – станица Чаганская.

[2] Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Оренбург, Типография Оренбургской Духовной Консистории, 1900, с.310

[3] «Оренбургские Епархиальные Ведомости», N10, 1890.

[4] Адрес-календари  и памятные книжки Уральской области за 1900-1915 г.г.

[5] «Уральские войсковые ведомости», № 86, 1914.

[6] «Уральские войсковые ведомости», № 77, 1916.

[7] «Красный Урал», №25, 1922.

[8] См.: Фокин Н. Уральск православный. Ульяновск, УлГТУ,2002, с. 214.

[9] «Уральские войсковые ведомости», № 42, 1916.

[10] Там же.

[11] Окончание Молитвы Честному Кресту Господню. Полный текст: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.»

    "Информбиржа news". Уральск.№36-37,2009(авторский вариант)

Автор выражает глубокую признательность Меллер А.Л. за помощь в написании статьи.

---вернуться к оглавлению---