ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

А.Курлапов

 Рубель и валек.

В "Словаре говоров уральских (яицких) казаков" Нестора Михайловича Малечи почему-то пропущено типично уральское слово "валёк"; хотя имеется слово "рубель". Вернее, само слово "валёк" есть, но лишь в значении ударной части цепа для молочения зерна. Хотя местные краеведы всегда были уверены, что российский рубель известен у уральских казаков под именем валёк. Взять например известное легендарное побоище на вальковом острове. Один из вариантов этой истории отнесён Н.Ф. Савичевым к самому началу 19 века, ко времени реформы Медера и казней Волконского. Помните?

Рубчатый валек уральских казачек.
  Это не нью-йоркские небоскребы, а рубчатые вальки уральских казачек.  


      "Вальковым остров этот, или скорее полуостров, назван по следующему случаю. Солдаты, оставленные на экзекуции в Уральске Оренбургским военным губернатором князем Волконским после введения штата об управлении войском, дозволяли себе разные своевольства. Однажды они очень назойливо пристали с любезностями к женщинам, полоскавшим бельё в старице против острова, тогда ещё безымянного, и оскорбили этим женщин, не желавшим разделять их ласки. Казаки, мужья обиженных женщин, желая проучить солдат, замаскировались женщинами, взяли бельё, вальки, которыми колотят при полоскании бельё, и пошли вечерком совершать прачешное дело. Маски не обманулись в своем ожидании, что гладко обритые и остриженные солдаты придут на любовную охоту. Под-стереженные таким образом селадоны дорого поплатились за нахальство: замаскированные казаки отколотили их так вальками, как белья не колотят. С тех пор остров назван вальковым" (Н.Ф. Савичев "Уральская старина. Рассказы из виденного и слышанного" Уральск 2006 г., стр. 460).
      Городская легенда приписывает заслугу наказания солдат самим женщинам, избившим в лёжку незадачливых ухажеров тяжелыми, намокшими в воде вальками.
      Следует пояснить, что рубель и валёк вместе, служили приспособлением для глажения белья; вот два предмета: круглая и гладкая деревяшка, вроде длинной скалки,и брусок с ручкой и поперечными зубцами. На круглую, как валик, деревяшку наматывали бельё при глажении, и зубцами другой прокатывали на столе, разминали его. Здесь вроде все ясно: круглая палочка - валёк, а зубчатая,с выпиленными, как бы вырубленными зубцами, - рубель. Но часть наших посетителей и рубель называют вальком!
      А Вальков остров? Какими вальками казачки стирали здесь бельё?
      Анатолий Андреевич Белев рассказал, среди других, историю про Янайкинских казачек.
      В середине 1950-х годов, ехал он с директором совхоза Карякиным; как всегда в дороге, разговоры разные вели. Между прочего, Анатолий Андреевич спросил:
      - Правду говорят, что янайкинские женщины самые боевые?
      - Да. Мы в Янайкине в сельсовет не пьяниц вызываем, а их жён. Проинформируем о поведении мужей, а уж они дома проводят с ними воспитательную работу. Вальками. Иногда даже излишне строго. Вот, хороший механизатор не прошел недавно медкомиссию; голова кружится, и равновесие теряет.
      Поскольку вопрос об уральском вальке был не совсем ясен, я не удержался, и подвёл Анатолия Андреевича к музейной полке, где лежат эти самые знаменитые вальки - рубеля. Нет, я помнил, что круглую, похожую на длинную скалку принадлежность, старые уральцы называют то валиком, то скалкой; российские люди -каталкой. Беру её в руки и показываю Белеву:
      - Что это?
      - Валёк.
      Поднимаю деревянный брусок с ручкой и нарезанными поперечными зубьями:
      -А может быть, этим янаиские жёнушки мужей охаживали?
      -Да что ты, рубалём ведь и убить можно! Вальками лупили!
      Что же, выходит, правы те, кто называет это приспособление не вальком, а рубелем, рубельником? А как же Вальков остров, и авторитет старшего поколения краеведов?
      Хотя Н.М. Малеча обошел вниманием уральский валёк, в тексте его словаря встречаются великолепные примеры применения этого названия уральцами (см. "Словарь..", том 3, стр. 549): "Раньше бельё-то не гладили, а катали; рубель-то и называли каталкой" (записано в Калмыкове).
      Глажение белья уральцы обозначают и словом "рубить": "Рубелем рубили бельё".
      Рубель, рубельник использовался часто и в домашней медицине при лечении чемера, чемирчака -так уральцы называют позвоночник, поясницу: "Че-мер рубельником выкатывают" (записано в Бударине,и в г. Уральске; см. Н.М. Малеча "Словарь..", том 3, стр. 549).
      Казаки из верховских и приобщинских посёлков несколько отличались в быту и традициях от низовских казаков; рубель здесь называли также рубанком, а валик - скалкой. "Гладили раньше скалками да рубанком" (записано в Круглинском). "На скалку навернут бельё, а рубелью катают (записано в Чиже второй) См "Словарь., том 3, стр. 549. Заметно, что названия валёк, рубель, скалка, каталка с течением времени всё больше теряют строгий ареал распространения; в одном и том же посёлке могут рубель называть и вальком, и даже каталкой.
      Но как все-таки выглядит легендарный уральский валёк? Это круглая и гладкая деревянная палка, напоминающая скалку, более полуметра длиной. Именно такими уральские казачки на Вальковом острове, и янаиские казачки в своих избах приводили в чувство провинившихся мужчин. Причем путаница происходит ещё и потому, что в том же Янайском вальком называли оба предмета: и круглый валёк-каталку, и рубчатый рубель. Рубель в Янайкине и других низовских посёлках это рубчатый валёк, которым никогда не стирают, а гладят ("раскатывают") сухое бельё. Вот как разъясняли различие их назначения казаки-уходцы: "Рубалём катают, вальком колотят" (записано в Нукусе).
      Рубчатые вальки, рубеля, в семье берегли и передавали из поколения в поколение. Мария Георгиевна Калентьева (в девичестве Яманова, родом из Янаикина) хранит бабушкин валёк, хотя давно уже гладит утюгом: "валёк - ет же мебель была!".
      Рубчатые вальки, словно ружья, имеют свой калибр. Есть тяжелые, толстые, с глубоко вырезанными крупными рубцами. Не рубеля, а прямо рубельники. Такими гладили верхнее бельё из грубой, толстой ткани. И есть рубели тонкие, с меленькими, закруглёнными рубчиками и упором для руки на противоположном от ручки конце; ими катали бельё из тонких тканей. Такими вот, наверно, и чемер...выкатывали.                                                                                                                                                                                    В центральных районах России рубель также применяли только для глажения белья, и на речку не носили. Для стирки там использовали валёк, похожий на рубель, но только плоский и гладкий, без зубцов, которые повредили бы ткань.
      Гладкий и круглый валёк для стирки, или каталка для глажения у казаков, в отличие от рубчатого валька - рубеля, делался элементарно просто; его могла заменить и свежесрубленная, подходящей толщины ветка.
      С появлением в быту мыла, вальки всё реже применялись даже для стирки стёганых одеял и фуфаек. Толстые вещи относили к воде, и мяли ногами в корзине, ставя её где-нибудь на траву.
      Вот какие приключения и превращения переживал во времени такой знакомый и позабытый ныне валёк. За рассказы о вальке и рубеле, благодарю Анатолия Андреевича Белева, Юрия Ильича Асманова, Марию Георгиевну Калентьеву, Раису Федоровну Боброву и Елену Ивановну Скачкову.

Казачьи ведомости. Уральск.№7,2007

                     
 

---вернуться к оглавлению---