ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

С. Калентьев

 Серебряный поселок.

   Трасса Уральск-Атыpay проходит не только по одним из самых густонаселенных сельских местностей Приуралья. Здесь же расположены и самые старинные поселки нашей области. Один из них - Серебряков, с 1982 г. вошедший в черту Уральска.
   Признаюсь честно: специально историей Серебрякова я никогда не занимался. Но если мне когда-либо и где-либо попадался какой-то материал по этому поселку, в сторону я его не отбрасывал. В результате на сегодняшний день располагаю следующими данными.
   В словаре Н. М. Малечи говорится, что этот поселок основан в XIX в. Более точных данных мне не попадалось. А название поселка его жители связывают с казачьей фамилией Серебряков. Оговоримся сразу, что фамилия эта довольно-таки старинная, известная еще с пугачевских времен.
   Как и по большинству поселков нашей области, первые статистические данные по Серебрякову относятся к 1858 году. Тогда хлебопашеством здесь занималось 67 семей, в которых насчитывалось 129 казаков. Ими было засеяно пшеницей 215 десятин и 100 десятин овсом и ячменем. В 1862 г. в Серебряковом проживало 910 человек, из них452 - чин.
   Наиболее полные данные сохранились за 1885 г., приведенные Н.А. Бородиным в "Статистическом описании Уральского Казачьего Войска", где этот населенный пункт назван Серебряковским зимовьем.
   Тогда в Серебряковом насчитывалось 191 казачье домовладение, где проживало 936 человек.
   Нельзя не сказать и о том, что Серебряков - один из немногих населенных пунктов нашей области, где сохранилось дореволюционное здание православной церкви. Подготовка к ее возведению началась именно в 80-х годах XIX в. Предыстория ее возведения такова.
   Начну с банальной и всем известной вещи: в религиозном отношении подавляющее большинство уральских казаков являлись старообрядцами различных толков. И Серебряков не был исключением.
   Религиозная обстановка в некоторой степени начала меняться (хотя и медленно) в последней четверти XIX в. Еще в ноябре 1867 г. в соседнем Круглоозерном произошло освящение единоверческого храма Покрова Пресвятой Богородицы. С Круглоозерным Серебряков был связан многими узами: и административными, и родственными. И многолетняя деятельность круглоозерновской церкви так или иначе, но влияла на сознание не только круглоозерновских, но и серебряковских казаков. Но инициаторами возведения серебряковской церкви были не казаки.
   В Серебряковом уже проживал довольно высокий процент иногородних жителей. В 1885 г. их насчитывалось 106 человек. В основном это были ремесленники, но была и значительная (по сельским меркам) торговая пр®слойка. На постоянной основе здесь проживали несколько - относительно небогатых - купцов и приказчиков-заготовителей более крупных купцов. И несколько российских крестьян, получив разрешение на мелкую розничную торговлю, поселившись в Серебряковом, содержали здесь свои крошечные - в основном бакалейные лавчонки. И все эта пришлая масса населения была в подавляющем своем большинстве православной, не приемлющей раскола. Именно среди этой группы населения и возникла идея о возведении в Серебряковом православной церкви. И вскоре строительство началось. Вернее, подготовка к строительству. Дело в том, что пыл правительственной борьбы с уральским расколом стал к этому времени уже иссякать, и иногородним серебряковцам в вопросе финансирования предстоящего строительства приходилось рассчитывать больше на себя.
   Не последнюю роль в этом долгострое сыграла и технология дореволюционного строительства (технология, благодаря которой большинство дореволюционных зданий и поныне стоят единым монолитом). Согласно ей в замес для кирпичей входили известь, белая глина, гравий, куриные яйца. По преданию, приготовленный в Серебряковом замес гасился и выдерживался 10 лет. Но и за это время необходимых средств собрать не удалось. В результате на возведение серебряковской Никольской церкви понадобилась в общей сложности 30 лет. Освящение ее состоялось в 1912 году.
   Никольская церковь в Серебряковом была единственной церковью в округе, в которой службы продолжались вплоть до 1928 года. Тогда при закрытии храма жители поселка сумели спрятать большинство церковных икон. Но само здание простояло нетронутым до 1939 года. В том году были сняты крыши и купола, а колокола отправлены на переплавку. А в самой церкви на долгие годы разместились колхозные склады.
   В июне 2006 г. в Серебряковом была зарегистрирована инициативная группа по восстановлению Никольской церкви. И опять - как в те далекие, дореволюционные годы - дело встало из-за финансовых затруднений.
   Об участии серебряковцев в войнах царской России сведений у меня практически нет. Сравнительно недавно вышел документальный сборник российских историков, где имеются данные об участии уральских казаков в Брусиловском прорыве. С.В. Картагузов привел списки убитых, раненных и награжденных казаков 1-го Уральского казачьего полка, участвующего в этом прорыве. Согласно этим данным среди раненных значатся серебряковцы Афанасий Леонтьевич Кортунов и Николай Павлович Фильчев. В списке награжденных имеются специфические серебряковсие фамилии - Николай Михайлович Павловичев награжден георгиевским крестом 3 степени, а Георгий Павловичев - георгиевским крестом 4 степени.
   Свидетелей гражданской войны сейчас, естественно, в Серебряковом уже не осталось. Можно лишь со 100-процентной уверенностью заявить о том, что в 1918 г. серебряковские казаки участвовали в знаменитой Хамиловской атаке, В ян-варе 1919 г. линия фронта проходила между занятым красными Круглоозерным и Серебряковом, который удерживала казачья армия. Бои здесь были столь ожесточенными, что для координации действий красных частей сюда прибыл командующий 4-й.армией М. В. Фрунзе. По данным А.Г. Трегубова, серебряковские казаки Сидор Фролович Сидоров и Иван Федорович Ларшин за бой у поселка Щапова были награждены редчайшей, исключительно уральской наградой - крестом Святого Архистратига Михаила. А.П. Ялфимов (родившийся в Серебряковом в 1948 г.) по рассказам стариков в свое время установил подробности того боя. Сидоров и Ларшин, несмотря на убийственный огонь противника, сумели добраться до позиций красных, захватить у них и доставить в расположение казаков пароконную тачанку с пулеметом и 10 тысяч патронов. Для уральцев это были бесценные трофеи. К слову, по данным А.Г. Трегубова, за этот же бой и такой же награды был удостоен и круглоозерновец Павел Федорович Усанин, расстрелянный в 1937 году.
   Начавшаяся в стране коллективизация приняла в Серебряковом настолько ожесточенный характер, что первый же председатель организованного здесь в 1931 г. колхоза им. Ленина вскоре был найден убитым. Деятельность назначенного на эту должность М. Кармазанова до сих пор оценивается Серебряковым неоднозначно.
   За годы войны на фронт ушли 198 серебряковцев. Более половины из них-104человека-погибли. В Серебряковом до сих пор проживает семья Григоренко. Она одна из немногих (и может быть единственная), в которой на фронтах Великой Отече-ственной войны полегли пять родных братьев. В самом конце войны погиб и серебряковец Александр Евстифьевич Борисюк. В марте 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Звезду Героя он получить так и не успел.
   Да и оставшиеся в живых 94 серебряковских фронтовика пришли домой не только с правительственными наградами. Большинство из них были изранены, многие (как, например, уже упоминавшийся бывший председатель колхоза М.А. Кармазанов) стали инвалидами. А ведь семьи ждали своих кормильцев, а колхозное правление - полноценных работников. И при восстановлении послевоенного хозяйства не смотрели ни на возраст, ни на ранения.
   Немного легче стало жить во время освоения целинных и залежных земель, когда в сельское хозяйство стали поступать серьезные капиталовложения, которые в конечном счете сказались и на урожайности колхозных полей. В итоге в 1958 г. председатель серебряковского колхоза Павел Евграфович Павловичев был награжден орденом Ленина. К слову, П.Е. Павловичев вскоре был направлен на "ликвидацию прорыва" в янайкинский колхоз им. Карла Маркса. Но через пару месяцев он отказался от этой должности по семейным обстоятельствам, ибо его жена наотрез отказалась менять место жительства. Но после этого в родном колхозе бывшему председателю-орденоносцу не нашлось другой работы, кроме как ...животноводом. И лишь в 1961 г. при создании совхоза им. Фрунзе он был назначен управляющим 2-м отделением. В 70-х годах у вдовы П.Е. Павловичева появились люди, которые, назвавшись работниками отдела культуры, осмотрели орден Ленина и заявили, что он нуждается в закреплении эмали. Ни "работников культуры", ни орден в семье Павловичевых больше не видели. Как уже упоминалось, в 1961 г. в результате хрущевских реформ колхоз им. Ленина упраздняется, и Серебряков становится 2-м отделением совхоза им. Фрунзе.
   Опуская совхозный период в жизни Серебрякова, остановимся подробнее на современном положении поселка.
   Среди современных достижений социально-экономического развитая Серебрякова можно назвать здания школы, медпункта, отделения связи, библиотеки (на газификацию и ремонт которой в 2008 г. было освоено 3,2 млн. тенге). В предыдущие годы в поселке установят 230 телефонных номеров, в 2008 планируется выделение еще 50 телефонов. Газифицировано 265 домовладений, что составляет 92 % жилья. Действуют несколько магазинов, ряд крестьянских хозяйств. Имеется пункт искусственного осеменения животных.
   Определенную тревогу вызывает структура серебряковского населения. Из 1300 жителей поселка, детей школьного возраста -чуть более 250. Основная масса населения - пенсионеры. Молодежь на селе не задерживается. Да, в поселке имеются несколько крестьянских хозяйств, но работа здесь сезонная и весьма трудоемкая, требующая большого физического напряжения. По причине отсутствия постоянной работы здесь неохотно оседают и мигранты из южных районов. Так, если в Круглоозерном под строительство жилья отведено 134 земельных участка, то в Серебряковом - всего лишь 66. И в этом плане задуматься есть над чем.
   Но дело не только в административных связях двух поселков.
   Если взять отправной точкой возникновения Серебрякова XIX век, то и в этом случае наши поселки проживают в соседстве около 200 лет. Конечно, в каждом свои нравы, свои обычаи, свой "устав". И при каждой встрече жителей двух поселков (я имею в виду коренных жителей) начиналась уходившая своими корнями в глубину веков традиция: приветствия начинались с таких ядреных взаимных насмешек, что посторонний человек мог подумать: это обернется непременной потасовкой. Но заканчивалось более чем мирно.
   Лет 25-30 назад местная допризывная молодежь устраивала взаимные вечерние "прогулки" в соседний поселок. Они были своего рода шиком, поиском приключений, нередко заканчивались стычкой. Но проходило время, и эти драчуны здоровались друг с другом как ни в чем не бывало. Частенько следствием этих "походов" были свадьбы.
   Сейчас во взаимоотношениях двух поселков многое из былого стало отходить на второй план. Молодежь двух поселков еще продолжает общаться между собой, но что-то уже изменилось и в этих отношениях. Да и молодежи становится все меньше и меньше.

     

 "Информбиржа news", Уральск, № 44, 2008


 

---вернуться к оглавлению---