ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

В. Иночкив

 Великий почин генерала Шипова.

    Найдется ли сейчас человек, которого можно будет удивить скоростными экспрессами железных дорог? Едва ли? Ежедневно к вокзалу станции Уральск прибывают и отправляются зелено-голубые экспрессы. Наша станция - ворота в Казахстан и Среднюю Азию, а также в Европу! Но известно ли тебе, дорогой читатель, когда, как и по чьему предложению была построена Уральская "железка"?

               В конце 80-х годов XIX столетия в Уральск прибыл новый наказной атаман генерал-майор Н.Н.Шипов. Возможно, под впечатлением петербургской конки или близлежащей оренбургской железной дороги, а может быть, из-за желания увековечить имя свое, он предложил соединить Уральск с центральными промышленными районами через Саратов. Местные "Уральские войсковые ведомости" Николаю Николаевичу не стали перечить и поддержали его предложение. Они красочно описывали преимущества железной дороги, призывая для ее строительства создать акционерное общество. И в 1891 году в городе был разработан и утвержден Устав по строительству узкоколейной линии сообщеия: Покровская Слобода (ныне г. Энгельс Саратовской области Российской Федерации)-Уральск Рязанско-Козловской железной дороги. Строительство продолжалось 3,5 года и было завершено в период правления генерала-лейтенанта К.К. Максимовича. В Российском Государственном Историческом Архиве (г. Санкт-Петербург) в коллекции "высочайших" повелений и "всеподданнейших" докладов по ведомству путей сообщения хранится доклад министра путей сообщения гофмейстера А.К. Кривошеина от 10.12.1894 №339 императору Николаю II, где говорится, что общество Рязано-Уральской железной дороги закончило "сооружение узкоколейной железнодорожной линии от Покровской Слободы на левом берегу р. Волги до города Уральска. Протяжение этой линии составляет 396 верст, ширина колеи 0,4687 саж...". В всеподданнейшем же отчете наказного атамана о состоянии Уральского казачьего войска записано: "Длина всего пути в пределах Уральской области простирается до 105 верст 318 саженей". (РГИА, ф. 446, оп. 29, д-14, лл. 157-157об.).

После освидетельствования на месте особая правительственная комиссия дает соответствующее разрешение на открытие регулярного железнодорожного движения. Первый пробный поезд к Уральскому вокзалу подошел 25 октября 1894 года. На паровозе гордо стоял генерал-лейтенант Константин Клавдиевич Максимович.

Кстати, вокзал был устроен вне города, северной части его на окраине. Через реку Чаган перекидывается деревянный мост, к которому с обеих сторон "идет насыпь длиной около 2-х верст".

Кроме того, на станции Уральск были построены депо, мастерские, небольшое здание для отдыха бригад. В пределах области находились следующие железнодорожные станции: п. Ростошинский (20км от Уральска), ст. Переметная (40 км), ст. Зеленая (ныне Деркул) - 53 км, ст. Шипово (82 км, названная в честь первопроходца, наказного атамана Н.Н. Шилова), ст. Семиглавый Map (106 км).

Ввод в действие железной дороги заставил 15 ноября 1894 года акционеров откликнуться следующими словами: "Оконченная ныне постройка линии Покровская Слобода-Уральск составляет величайшее событие в истории нашего края , особенно же в торгово-промышленном отношении. Перевоз к азиатским рынкам русских товаров, вывоз сырья из Азии во внутрь России сделался ныне более удобным. Дорога... привела... к воротам Азии,... открыла Европе новые рынки сбыта и обмена товаров". Только в период с 1894 года по 1898 годы в Уральске было открыто 69 торговых заведений, когда до 1893 года было лишь 22. Сама местная промышленность ежегодно набирала обороты и к концу XIX века увеличила свой оборот на 124%. Основными предметами экспорта по "железке" служили хлеб, рыба, скот, кожа, шерсть. Так, в 1895 году рыбы и икры отправлено 139991 пуд, а в 1899 году - уже 724.630 пудов. Соответственно динамика перевозки скота выглядела следующим образом: в 1895 году- отправлено 183969 пудов, а в 1899 году-373 322 пуда. В свою очередь, в область завозились нефть, керосин, чай, сахар, мануфактура и т.д. Чаще всего грузы направлялись в Москву, Санкт-Петербург, Тамбов, Тулу, Покровскую Слободу, Орел и т.д.

Контора Уральского отдела службы пути находилась в г.Саратове. Ее начальниками были Д.П.Кандауров, Г.О. Кац, A.M. Мальцев. Начальниками 20 дистанций пути служили Э.В. Гиттерман, А.С. Лесневский, помощником же здесь долгие годы работал Ф.И. Журковский. Среди начальников станции Уральск отметим Ф.М. Павлова, Е.А. Ко­жевникова, А.С. Оболенского, начальников депо М.И. Лечфорда, П.Н. Крюкова, обер-машинистов Дриттенпрейса, И.С. Владковского, ревизора движения А. Пфейфера и т.д. При станции Уральск функционировала медицинская часть. В разные годы ее возглавляли К. Маковский, Г. Наумов. Не забыта была и ветеринарная служба. Вообще, животноводство довольно успешно развивалось в Приуралье, а в условиях перевозки скота по железной дороге это было немаловажно.

Возникает естественный вопрос: каким же был вокзал и привокзальная площадь того времени? Сам вокзал появился в 1896 году, два года спустя, после сдачи в эксплуатацию железнодорожной линии Покровск-Уральск. Описание этого места образно приведено в воспоминаниях знаменитого русского писателя  А.Н.Толстого (побывал в Уральске в 1929 году): "Вокзал в поле, где ни пятнышка тени. Извозчик везет через равнину, поросшую телеграфными столбами. Вырастают мазаные домишки..." В оформлении здания присутствовал ярко выраженный евроазиатский архитектурный стиль. Сейчас вокзал уже не в поле, а в самом городе. Обширная площадь между вокзалом и городом давно уже застроена, да и за линией железной дороги разросся большой городской массив. Здесь раньше был тупик Рязано-Уральской железной дороги, о чем до сих пор красноречиво свидетельствуют старинные улочки.

Теперь густое сплетение станционных путей на выходе из города вытягивается в две ровные, туго натянутые блестящие струны. Реконструкция линии Покровск-Уральск началась в 1910 году и была перешита в 1913 году на широкую колею в связи с ростом грузооборота. В том же году возникает идея связать узкоколейкой станцию Уральск с Илецком (ныне Оренбургская область Российской Федерации). Создается управление по сооружению "железки", которое возглавил М.К. Ястребов. В линейную администрацию по Уральской области входили В.Н. Сенигов (начальник), производители работ В.Д. Яценко, Н.А. Озерецковский, П.Н. Киселев, СМ. и A.M. Зимины. Кроме них работали техники, чертежники, счетовод, артельщик врач, фельдшер... В Государственном архиве Западно-Казах­станской области сохранилась "Инструкция главному инженеру по постройке Уральско-Илецкой железнодорожной линии, сооружаемой Обществом Рязанско-Уральской дороги", датированная с 1913 годом.

К середине 1917 года уже были выполнены земляные работы по главному пути на 50%, проложено верхнее строение пути на общую сумму в 38 млн. рублей. На линии работало свыше 2000 человек, в основном, пленные австрийцы и венгры. Затем строительство было заморожено.

В годы гражданской войны многие железнодорожники, сорганизовавшись в рабочую дружину, с оружием в руках встали на защиту Уральска от белоказаков. Северные рубежи города прикрывал бронепоезд "Нежданный", наводя ужас на противника. Паровозная бригада состояла из  С.М. Разумова, Ф.Г. Горшкова, А.В. Карелина и других. Именно отсюда шло освобождение Уральска частями легендарной 25-ой стрелковой дивизии в январе и июле 1919 года. И неслучайно на привокзальной площади гостей встречает конная скульптура В.И. Чапаева.

Кстати, в дивизии служил С.И. Ковпак, дважды Герой Советского Союза, знаменитый руководитель партизанского движения на Украине. А на ст.Шипово был замечен в том же 1919 году лихой кавалерист Георгий Жуков, ставший в годы II мировой войны Полководцем с большой буквы. Улица его имени как раз отходит от вокзала и приводит нас к памятникам маршалу Г.К. Жукову и славной дочери казахского народа Маншук Маметовой.

   Много интересных людей и событий видела и пережила привокзальная площадь. Одними из первых пассажиров линии Уральск-Илецк стали секретарь крайкома партии Левон Мирзоян и председатель Совнаркома Казахстана, наш земляк Ораз Исаев, которые проехали 19 декабря 1936 года по новой железной дороге. Специальный поезд вела женщина-машинист Злиха Темиршиева. На станции Чингирлау они осмотрели новое здание вокзала, паровозное депо, жилые дома и технические постройки, В столовой состоялось торжественное собрание, посвященное вбитию последнего костыля, соединившего Уральскую и Илецкую стороны, 06.02.37 по железной дороге Уральск-Илецк началось регулярное движение пассажирских поездов. Первый поезд с 80 пассажирами вели машинист Бобылев, старший кондуктор Попов. По всему устройству и техническому оснащению Уральское депо становится одним из лучших по всей Рязано-Уральской железной дороге.

   15.03.38 через Уральск открывается сквозное движение пассажирских поездов по маршруту Алма-Ата-Москва. С нее уходили на фронты Великой Отечественной войны ба­тальоны и полки, сформированные в Ураль­ске; сюда прибывало эвакуированное население из временно оккупированных гитле­ровцами территорий Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии и Российской Федерации; здесь разгружались промышленные предприятия, ковавшие затем победу уже на благодатной казахской земле. Как не вспом­нить раненых героев - сталинградцев, которых приютил и обогрел, одевшийся в солдатскую шинель, прифронтовой Уральск. Огнен­ный смерч Сталинградской битвы донесся до широких и привольных степей. Порохом были опалены станции Сайхин, Шунгай, Джаныбек РУЖД, пострадавшие от налетов вражеской авиации. Ни днем, ни ночью не спали в те дни работники железнодорожного транспорта. Назвать всех поименно просто не получается: ведь каждый час, каждая минута рождали беспримерный героизм, волнующие примеры самопожертвования. Например, машинист Иван Завертайло и ст. кочегар Василий Подсожнов. У одного из паровозов развалилась арка топки и образовалась течь в контрольном отверстии. Паровоз следовало охладить и задержать на длительное время в ремонте. Однако допускать перебоев в работе не хотелось. И.Завертайло вместе с кочегаром влезли в горячую топку паровоза, с большим риском для жизни устранили течь связей и починили арку. Паровоз был своевременно выдан под поезд...

   Здесь же встречали тех, кто, уцелев, вернулся домой.

   С 1953 года по 1959 год Уральское отделение находилось в составе Оренбургской железной дороги, затем передано Казахской железной дороге. В 1962 году Уральское отделение было расформировано и включено в состав Актюбинского отделения. Вновь возвращение на круги своя состоялось в августе 1974 года. С 1977 года Уральское отделение включено в состав вновь образованной Западно-Казахстанской железной дороги. Эксплуатационная длина отделения в тот период составляла 498 километров.

   В настоящее время Уральское территориальное отделение перевозок является структурным подразделением ЗАО Национальной компании "Казахстан темир жолы". Нынешнее поколение западно-казахстанских железнодорожников смело смотрит в будущее, они уверены, что и труд, и жизнь им будет в радость. Иначе и быть не может.

 "Информбиржа news", Уральск, № 27, 2004

 

---вернуться к оглавлению---