ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

В. Иночкин

 Созидатель.

     Любая территория уникальна. Нашей Западно-Казахстанской области повезло вдвойне: на географических  параллелях она оказалась  одновременно в Европе и Азии в центре схождения крупнейших природных зон. В тесном рукопожатии срослись степи и леса, реки о озера. Слились без переходов, контрастно и смело, поражая воображение дивной мозаикой земной красоты, словно на распутье великих дорог великих кочевий. Здесь смешивались волны различных цивилизаций, про­носились кочевники, рожда­лись и умирали города и по­селения, развивались ремесла, кипела и бушевала жизнь.

     Центром Западно-Казахстанской области является город Уральск, имеющий свое неповторимое лицо, свой характер. Корни одного из древнейших и красивейших городов Казахстана уходят в век XII. Теперь о прошлом напоминают молчаливые курганы и могильники, памятники и развалины древних храмов.

Впрочем, о чем это я? Прежде все­го о любви! О любви к городу, в котором родился и вырос и, возможно, проведу последние минуты своей жизни...

     За годы, прожитые здесь, многое пришлось увидеть, услышать, пережить. Услышать от людей, которых нет ныне в живых, которые не смогут передать другим то, что знали и видели...

     А знали они много интересного! И пусть не всегда их рассказы совпадали сданными официальной науки, пусть не всегда стыковались даты с содержанием архивных дел - их воспоминания представляют определенный интерес для всех тех, кто любит историю, предания и мифы, кто любит свой город так, как люблю его я.

     Говорят, что легенда - приемная дочь истории. Ан нет, к чему эти кружные пути, давайте сразу перейдем к делу.

Действительно, не зря говорят, что архитектура - это застывшая музыка в камне. Неповторимый и уникальный евразийский стиль нашего старинного городка на седом Урале создавали различные и оригинальные творцы. Проходя по улочкам Уральска, всегда верно улавливаешь, словно сердцем ощущаешь ту мелодию, которую хотел передать нам гений мастера. Меняются эпохи, меняются стили, но неизменным остается  колорит и ощущение своеобразной воздушности и безраздельного пространства.

     Сохранились имена архитекторов приложивших руку к этой красоте: М. Дельмедино, В.Кондрахин, А.Бунькин, В.Чагин, М.Клементьев и т.д. К  этой славной плеяде относится и вой­сковой архитектор Андрей Андреевич Гопиус, появившийся в Уральске в период службы в качестве наказного атамана Уральского казачьего войска В.О.Покатилова (1830-1838г.г). Кстати, это был первый атаман не из уральских казаков. Личность интересная и колоритная. Именно при нем в городе начался своеобразный строительный бум. Было возведено здание Войскового хозяйственного правления, построен Меновый двор для торговли с казахами (ныне Подстепный), начинается строительство Собора Александра Невского (ныне здесь располагается сквер и памятник Жубану Молдагалиеву). Открываются первая вольная аптека швейцарца Ф.Миллера, войсковая библиотека, первое девичье училище. На главной улице города - Большой Михайловской - были поставлены красные фонари. В Уральск приезжают великий А.С. Пушкин и наследник престола Александр Николаевич, будущий Александр II. Встречи высоких особ происходили в Атаманском доме, построенном в конце XVIII столетия...

     Кажется, что все идет хорошо. Но это только на первый взгляд. Василий Осипович, несмотря на его усиленные попытки, так и не смог стать своим в казачьей среде. О нем говорили "Настоящий подкатилов, подкатил и влез в доверие". Хотя с другой стороны, известный хранитель старины Никита Савичев характеризовал В.О. Покатилова как "Уральского реформатора". Что ж, как говорится, на вкус и на цвет товарища нет. Тем более, как вы уже догадались, дорогие читатели, нас интересует другая историческая фигура - архитектор Андрей Гопиус.

     В Российском Государственном Историческом Архиве (РГИА) в г. Санкт-Петербурге имеются документы, повествующие о его первом появлении в нашем городе.

     Итак, на календаре весна 1831 года. На имя князя А.Н.Оленина, курировавшего Российскую Академию Художеств, приходит вот такое отношение:

 

"Милостивый государь, Алексей

Николаевич!

Уральская Войсковая Канцелярия, уволив по старости лет находящегося при оной Архитектора, затрудняется в приискании другого способного, которому полагается в год жа­лование тысячу двести рублей ассигнациями из войсковых сумм и сверх того квартира по чину. В таком  точно затруднении находится Оренбургская Казенная Палата в приискании Архитектора, при которой опыт положен с жалованием по 800 рублей в год и на расходы 200 рублей.

Надеюсь, что Ваше Высокопревосходительство не изволите отказать в содействии к улучшению в здешнем отдаленном крае... Если кто-либо проявит желание: то почтите меня уведомлением для дальнейшего распоряжения об определении их и снабжении всем нужным для пути следования.

С совершенным почтением Граф П. Сухтелен №1018

23 марта 1831 года г. Оренбург"

/ Заметим, что граф Павел Сухтелен  в описываемый период являлся Оренбургским генерал-губернатором,   а старый уральский архитектор -это никто иной как Михаил Филиппович Дельмедино, создатель одной  из жемчужинок Уральска - Атаманского дома/.

 

     Князь Алексей Оленин поручает ректору Императорской Академии Художеств, профессору Мельникову найти двух архитекторов из окончивших курс обучения в Академии Художеств и желающих занять вакантные места при Уральской войсковой канцелярии и Оренбургской казенной палате. Честно говоря, молодые архитекторы - выпускники Академии Художеств - не рвались на просторы евразийского континента. Видно, отдаленность от столичного шика и комфорта не прельщала. Каждый видел в себе задатки будущих Россини и Растрелли, а тут захолустный Уральск, теряющийся далеко в степи. В общем, хотелось войти в историю с переднего подъезда, а тут предлагается роль первого парня на деревне. Поиски желающих шли долго.

     Наконец, когда оренбургский правитель П.П.Сухтелен уже потерял надежду на положительный ответ, к нему поступает депеша: кандидат объявился. Правда, потирать руки от радости не стоит, т.к. соискателем должности архитектора согласился стать не вчерашний  студиос, а солидный семейный чиновник, числящийся по придворному ведомству архитекторов в 14 классе. "Из Формулярного списка архитектора XIV класса Андрея Андреевича Гопиуса:

Год рождения- 27 октября 1796.

Вероисповедание - греко-российского.

Из какого звания происходит -сын комиссара.

Семейное положение - женат. Супруга - дворянка Елизавета Львова.

Имеется ли какая-нибудь собственность (движимая или недвижимая) - не имеет (ни у родителей, ни у самого).

     Андрей Гопиус закончил Императорскую Академию Художеств в декабре 1818 года со званием  художника-архитектора XIV класса. Затем почти пять лет он находился в своеобразном свободном поиске, ибо работы по специальности не находилось и ему приходилось перебиваться случайными заработками. Халтурка, пахота за кусок хлеба на чужого дядю (вернее, на более удачливых, но не всегда талантливых коллег по цеху) удовлетворения не приносили. Помог случай, когда как-то на Невском проспекте профессор Мельников неожиданно среди прохожих узрил знакомое лицо. Подающий надежды художник постепенно катился по наклонной: затрапезный видок, скучные и усталые глаза. Благодаря протекции Мельникова Андрей Гопиус получил шанс переломить судьбу. С 10 марта 1823 года он стал работать на придворной конюшне "по чертежной части" при архитекторе Шустове. И именно о нем после долгих неудачных поисков вспомнил ректор Императорской Академии Художеств.

     Андрей Гопиус не сразу принял предложение учителя. Трудно сказать, что оказалось решающим в выборе, но вскоре в Уральскую войсковую Канцелярию через Оренбургского генерал-губер­натора  пришли требования:"... Архитектор XIV класса Гопиус изъявил желание служить при Уральской Войсковой Канцелярии на следующих условиях: жалования получать ему по тысяче  двести рублей в год, с казенною квартирой, отоплением и освещением оной, а для проезда получить прогоны и на путевые издержки четыреста рублей..." В Уральске сразу же согласились со всеми требованиями архитектора.

     "№ 3700 Господину Оренбургскому Военному Губернатору Уральской Военной Канцелярии

РАПОРТ

Описанного в предписании Вашего Сиятельства...

Архитектора 14 класса Гопиуса, войсковая канцелярия принять в войско Архитектором согласна, спровождением ему жалованья по 1200 рублей в год, с квартирою, отоплением и освещением: на проезд коего имеет честь при сем представить и деньги 400 рублей ассигнациями.

Полковник Покатилов

Сотник Мизинов

В должности бухгалтера

Урядник Карпов".

     2 декабря 1831 года Андрей Гопиус с женой впервые появляются на улицах Уральска, а с 3 декабря он уже зачисляется архитектором Уральского казачьего войска.

     Этим повествованием хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что история делается не только в столицах, что можно всегда найти должное применение таланту и способностям. Многое зависит от каждого из нас. Соглашение Андрея Андреевича Гопиуса и Уральской войсковой канцелярии оказалось взаимовыгодным.

Именно в Уральске архитектор построил творение, которое почти на два столетия пережило своего творца... Это здание Войскового хозяйственного правления, где ныне располагается детская библиотека им. Аркадия Гайдара. А ведь возведены по его проектам и иные строения, Так, в 1836 году здание военного суда. Увы, оно ныне не сохранилось. Андрей Гопиус спроектировал и построил церкви в Бударино (Преображения Господня), Январцево (Успения Богородицы), в крепости Кулагиной (Знамения Божьей Матери), в умете Красном (Вознесеня Господня) и т.д. Настоящим шедевром оказался Собор Александра Невского. Это было уникальное сооружение. На колокольне собора был установлен самый большой колокол. В торжественные дни перед собором проходил парад войск.

      Правда, тут возникают споры об авторстве проекта. Сохранились архивные документы, рассказывающие

о том, что еще в 1815 году Михайло Дельмедино  работает в г. Уральске по составлению "плана с фасадом и со сметою" постройки Собора святого Александра Невского, с "двумя приделами". Поэтому строил ли А..А. Гопиус Собор Александра Невского по проекту Дельмедино или по собственному пока неизвестно, но думаю: истина рано или поздно отыщется. Жаль, искренне жаль иного. Богохульники-большевики взорвали Собор и нам приходится любоваться несравненной красотой лишь по старинным фотографиям и литогравюрам.

       К слову, Андрей Андреевич успешно работал в г. Оренбурге, где также сохранились творения, к коим он приложил свою руку. Так, в 1840 году на центральной улице Оренбурга - Николаевской (ныне Советской)- архитектор возвел красивый дом для генерал-губернатора В.А. Перовского (1833-1842,1851-1857 гг.). Стиль постройки: поздний классицизм.

     Именно в Уральске в 1835 году в семье войскового архитектора рождается сын Николай. Именно на степных ковыльных просторах его застают известия о награждении орденами святого Святослава IV степени и Святой Анны III степени.

     Точная дата смерти Андрея Андреевича Гопиуса неизвестна. Во многих источниках записано: "умер после 1842 года". Историк и краевед Александр Белый считал, что он умер позже и присутствовал на церемони открытия главного своего творения - Собора Александра Невского в 1850 году.

     Думаю, на этом можно поставить точку. Закрыта еще одна страничка истории нашего славного Уральска. Конечно, далеко не последняя, ибо ее постижение продолжается. Уверен, открытий на пути будет еще сделано немало.

До встречи!

 "Информбиржа news", Уральск, № 38, 2005

 

---вернуться к оглавлению---