ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

В.Бахтов 

Перекрестки веков. Город Уральск.

Древняя славянская культура на уральских берегах.

 

«РЕГУЛЯРНО разоряемое поселение на месте древнейшего района Уральска - Куреней - просуще­ствовало более тысячи лет», - рассказывает дирек­тор музея «Старый Уральск» Александр Курлапов. Курени - высокий крутой мыс в месте впадения в Урал притока Чаган. Это место, откуда зарождался город. После 40-летних исследований истории Уральска он публикует в 2005 году книгу «Курени».

Курлапов А.З. Знамя Уральской учебной сотни.
Директор народного музея "Старый Уральскъ" Курлапов А.З. со знаменем Уральской учебной сотни (1874г.)

 

- В 1965 году в Куренях мною были обнаружены арабские монеты тысячелетней давности, т.е. задолго до официальной даты основания Уральска здесь кипела торговая жизнь.

На размываемом вешними водами берегу также были найдены кресала, керамика, грузила для сетей. Все они имели прямую параллель с артефактами из древнего Новгорода. Изучив находки с реки Урал, московские археологи определили их принадлеж­ность славянам. Самые ранние из них - керамика Именьковской археологической культуры VII в., керамика и металлические изделия Роменско-Борщевской культуры VTII-X вв. Вообще, среди всех находок с Урала комплекс славянской керамики сохраняется вплоть до XX в.

Кресало.Уральск.
Калачевидные стальные кресала славян для добывания огня X-XII в.в.

 

- Эта керамика могла быть привозной?

- В отличие от монет находки в одном месте большо­го количества глиняной посуды - верный признак оседлого поселения. Хрупкая кухонная посуда могла быть изготовлена только на месте. У славян посуду лепили женщины в каждом доме по мере надобности, пользуясь приёмами, что учила мать. Тяжёлая, толстостенная невзрачная посуда не могла быть предметом торговли. А наряду со славянской здесь ветречается хорошо отожжённая тонкая посуда булгар.

- Почему у славян не прижилась посуда булгар?

- Грубая рыхлая посуда славян с примесью песка, с незаглаженной поверхностью в жару сохраняет воду прохладной, пища не пригорает, долго не остывает, варится вкусной, чем не обладала с виду красивая посуда булгар.

Керамика.
Реконструкция Роменско-Борщевской керамики (художник Александр Ермоленко).

- Как вместе уживались славяне и их соседи?

- Ещё не так давно среди степей в бассейне Урала существовал широкий лесной клин, который доходил до Каспия. Славяне занимали свою экологическую нишу -пойменный лес, богатый покосными угодьями; занимались придомовым животноводством, огородничеством, рыболовством. А соседи-венгры были кочевниками.

- Чем объясняется постоян­ное поселение в этих местах?

- Оно находилось на берегу в месте переправы, которое использовалось при караванной торговле. Перебраться на другой берег было возможно не в любом месте и не в любое время. Местные жители оказывали услуги по перевозу грузов и людей, давали им кров и пищу, охраняли груз.

К походу Субэдэя в Куренях был булгарский острог. Как гласит русская летопись о 1229 г., «Саксини и половцы вбегоша и ни у к болгарам и сторожове болгарскыи прибегоша бьен от татар близь реки сиже имя Яик». Судя также и по археологическим данным, к приходу монгол в Куренях жили булгары и славяне.

 

     В ордынский период следов культуры славян оставлено особенно много. В Куренях найдены сапожные подковки X-XVвв., керамика, удила с большими трензельными кольцами XIII-XIV вв. Все вещи говорят о постоянном обитании славян в этом поселении. Славяне   были поречными жителями, славились искусными плотниками и поэтому были необходимы ордынцам: мастерили им кузнечные изделия, причалы, плоты для бесперебойного функционирования яма (организованная система сообщения).

     Кроме того, русские отряды ходили с ордынцами на Литву, Кавказ, получая часть добычи. Русские даже составили гвардию хана в столице монгол Ханбалык (Пекин).

Монах из Византии Г. Пахимер (нач. XIV в.) заметил, что со временем аланы, готы, русы приняли обычаи, язык, одежду татар, служили в их войске и возвели могущество их на высочайшую степень славы.

Рубрук    пишет,    как, подъезжая к Волге, он узнаёт, что на пути от Сартака к ставке Бату русские, венгры и аланы собираются по 20-30 человек, выбегают ночью с колчанами, луками и убивают всякого, кого застанут.

Рашидаддин (нач. XIV в.) говорит о службе русов, маджар в войске Токты (хан Золотой орды) и Баяна (хан Ак орды).

Шерефаддин Йезди (XV в.) сообщает, что войско Тохтамыша было из русов, аланов, башкирдов.

О русах в войске Орды упоминают в XTV в. арабский путешественник Эломари, патриарх Никифор Григора.

С увеличением славян в Орде в 1261 г. учреждена Сарайская епархия с центром в Сарае.

Традиция воинской службы и политическая ситуация в Орде стали средой складывания казачьих сообществ.

Предания яицких казаков сохранили нам имя атамана Василия Гугни, жившего во времена Тимура.

Об участии казаков в Куликовской битве свидетельствует подаренная Дм. Донскому Донская икона, как отмечено в книге вкладов Донского монастыря. Наряду со Смоленской и Тихвинской икона эта относится к общерусским почитаемым иконам Божией Матери. Экспертиза -установила время изготовления иконы - конец XIV в. Археологические факты, как вещдоки в суде, - неоспоримые и бесстрастные доказательства, которые говорят сами за себя. Вразрез с официальной датой основания Уральска археологический материал свидетельствует о более ранней дате его заселения.

Каждый найденный предмет, неся в себе этноопределяющий признак, может быть идентифицирован. А подобные научные данные указывают, что территория современного Казахстана была вовлечена в процесс формирования раннеславянской общности.

Взятием Итиля в 965 г. Святослав поставил под контроль Поволжье, усилив славянский фактор на Яике.

При Орде славян привлекали в ямы и военпоселения. Как и на Яике, археологический комплекс славян обнаружен в соседнем Поволжье: в Сарай-Бату, Сарай-Берке, Бельджамене. Причём русская керамика XIII-XV вв. с Яика аналогична типам керамики того времени как внутренних областей Руси, так и ближайших мест их компактного проживания.

Хроники сообщают об участии в жизни Сарая XV в. казаков, среди которых мелькают и русские, и татарские имена.

 

"Аргументы и факты Казахстан" № 1-2, 2009. 


 

---вернуться к оглавлению---