ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

           

И.П. Аникин

бывший моряк, участник Великой Отечественной войны.

 

АДМИРАЛ ОГНЕННЫХ ФАРВАТЕРОВ

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного советского флотоводца, героя гражданской и Великой Отечественной войн, нашего земляка, уральского казака по происхождению, контр-адмирала Б.В. Хорошхина.

Как профессиональный военный моряк Хорошхин показал себя еще в 1915 году в бою с германскими кораблями на Балтике, за что был досрочно произведен из мичманов в лейтенанты. В журнале «Морской сборник» № 12, 1967г. в статье «Боевой орден № 15» сообщается: за героизм, проявленный в гражданскую войну, он дважды награждается орденом Боевого Красного Знамени и золотыми часами. Для того времени это были высшие награды.

Он был организатором и командующим 5 флотилией: Северо-Двинской (1918г.), Усть-Днепровской (1920г.), Днепровской (1925г.), Ладожской и Волжской (1941г.).

30 августа 1941г. Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке в Ленинград продовольствия, горючего и различных военных грузов по Ладожскому озеру. Военный совет Ленинградского фронта возложил эту задачу на Ладожскую флотилию и Северо-Западное речное пароходство. Началась беспримерная борьба моряков с атакующими с воздуха и суши врагом и бушующей в осеннее время водной стихией за единственную артерию, связывающие блокированный Ленинград со страной. В этом немалая заслуга первого командующего Ладожской военной флотилией Б.В. Хорошхина. Вот как описывает З.Г. Русаков подвиг командующего флотилией, подававшего пример отваги и мужества: «Дерзко действовал сторожевой корабль флотилии «Пурга», на котором держал флаг поражавший своей храбростью командующий Ладожской флотилией капитан I ранга Б.В. Хорошхин. Корабль подходил на близкие дистанции к батареям противника и обстреливал их вначале из пушек малого калибра, вынуждая открывать ответный огонь. Затем по засеченным вспышкам вражеских батарей открывали огонь орудия главного калибра. В том месте, где до этого стреляли финские пушки, после обстрела «Пурги» оставалась груда развороченного металла, земли и сожженного леса. Однажды при выходе из бухты одна баржа села на мель. Немедленно противник открыл по ней сильный огонь из пушек, минометов и автоматов. Тогда «Пурга» ворвалась в бухту, стремительно развернулась и взяв баржу на буксир, вывела ее в безопасное место».

О заслугах адмирала Хорошхина в период битвы за Сталинград писал бывший нарком Военно-Морского флота СССР Н.Г. Кузнецов в своей книге воспоминаний «Курсом к победе» (изд. 1987г.): «Пришлось в срочном порядке переоборудовать в тральщики два десятка деревянных речных судов и несколько барж. Командовать созданной таким образом бригадой был назначен бывалый моряк и опытный специалист контр-адмирал Б.В. Хорошхин. Дивизионы его бригады спешно направлялись на опасные участки между Астраханью и Саратовым…

Нелегкая задача, возложенная на контр-адмирала Хорошхина в августе стали в несколько раз тяжелее. Возглавляя траления, Борис Владимирович находился на самых опасных участках, личным примером воодушевляя своих людей. Когда в 200 км ниже Сталинграда возле Никольского скосившиеся караваны образовали пробку, Хорошхин с двумя бронекатерами отправился туда. При подходе к Никольскому раздался сильный взрыв, и объятый пламенем бронекатер, на котором держал свой флаг Хорошхин, исчез под водой. Шедший за ним на небольшой дистанции второй бронекатер, подойдя к месту взрыва, уже никого и ничего не обнаружил: погибла вся команда с отважным адмиралом».

С последним подвигом Б.В. Хорошхина в 1942г. его имя стало бессмертным. Доктор исторических наук И.И. Локтионов в монографии «Волжская флотилия в Великой Отечественной войне» (изд. 1974г.) пишет: «За навигацию 1942 года волжским транспортом перевезено 770800 бойцов и командиров, 423 танка, 384 орудия, 3200 автомашин, 358 тракторов, 10000 лошадей и 5000 повозок, 71800 тонн различных грузов». Такая оперативность в быстром перемещении боевых сил и техники на правый берег Волги несомненно способствовала успешному ведению боевых действий в Сталинградском сражении нашими войсками. Немецко-фашистское командование, чтобы сорвать переброску сил и транспортировку нефти по реке, с середины июля стало наносить массированные удары по нефтехранилищам Астрахани, Сталинграда и Саратова. Авиация противника бомбила порты и караваны судов, минировала Волгу. Всего за компанию 1942 года гитлеровцы поставили 342 мины.

В те напряженные дни битвы на Волге ярко проявились боевые качества известного на флоте контр-адмирала Бориса Владимировича Хорошхина, командовавшего Отдельной бригадой траления.

Его родная сестра Нина Владимировна жившая в Уральске, характеризует его как отзывчивого, чуткого, очень веселого и остроумного человека. «В самую грустную минуту умел он успокоить и развеселить», - сообщала она о брате незадолго до своей кончины автору этой статьи. В редких письмах из Москвы от Ольги Афанасьевны – жены Бориса Владимировича скупо, но довольно беспристрастно описывается моральный портрет Хорошхина-гражданина. «Семьянин он был очень хороший. Удивительная способность перевоплощаться, находить общий язык с самыми маленькими и самыми старыми… Он был честный, очень порядочный во всем».

При подборе материала для данной статьи самой ценной находкой было письмо самого Хорошхина своей племяннице Нате – дочери Нины Владимировны, датированное 27.11.1940г. Оно было любезно предоставлено мне самой Натальей Владимировной. На пожелтевшей бумаге хорошо читаются слова, адресованные 14-летней школьнице. Пишет Борис Владимирович как равный равному, из Ленинграда в Уральск. Сообщает о 12-часовом рабочем дне, без оплаты за «сверхурочную работу», о рождении внучки, у которой отец-летчик учится в Москве. Обещает купить племяннице обувь, а на каникулы «если будет учиться хорошо», приглашает приехать в гости, в Ленинград. Здесь же описывает неустроенный быт сестры, живущей в Киеве. В его словах беспокойство о близких, стремление помочь.

У Б.В. Хорошхина было 4 сестры и два брата, и всем он находил время писать. «Я давно встаю в семь утра, уезжаю в восемь и возвращаюсь уже вечером в восемь часов», - пишет он о своей занятости и в то же время сетует: «Я больше получаю писем от своих товарищей, чем от родственников».

Всю свою боевую жизнь адмирал Хорошхин занимался нелегким и опасным делом. Но, судя по письмам, написанным Хорошхиным, у него не было бравады и даже элементарной гордости своими подвигами. Служба в Военно-Морском флоте была его призванием и работой. «Работы много, - писал он своей племяннице, - и я устаю, но как говорится, без работы жить нельзя».

Б.В. Хорошхин водил корабли по нашпигованным минами фарватерам. Водил отважно и безошибочно, как главный сапер на минных полях, скрытых в толще воды. Презирая смерть, под Сталинградом он героически ринулся на своем бронекатере спасти караван с нефтью и ценою гибели флагманского судна под адмиральским флагом оставил им после себя чистую воду. И пошли караваны судов с грузами и топливом для фронта и тыла. Не зря в наркомате Военно-Морского флота СССР считали, что один такой фарватер заменяет десятки железных дорог.

 

 «Казачий вестник» № 10, 1991 год.

 

Благодарим Д.Дубровина за присланный материал.

 

---вернуться к оглавлению---