ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

 

Поющий хутор.

Они в Уральске не впервые. Каждое выступление этого казачьего фольклорного ансамбля сопровождал успех. Но такого фурора, наделавшего много шума среди уральских казаков, которым сопровождалось пение ансамбля "Богородский хутор" на вечере в музее "Старый Уральскъ" посвященном 60-летию Ю.В.Баева, давно не бывало. Стали даже говорить, что хуторяне из Подмосковья поют казачий фольклор более воодушевленно, чем наши уральские "песенники". Чуткое казачье ухо сразу, мол, уловило разницу. И дело даже не в чистоте звучания, не в интонационной подаче, а в чем-то другом. Может быть, куража у гостей с Богородского хутора чуточку больше, чем у наших исполнителей?

Секрет успеха гостей из Подмосковья взялся разгадать большой поклонник казачьей песни, историк и краевед Владимир Кутищев. Он беседует с солистом ансамбля, нашим земляком Георгием Черыкаевым.

Когда и как образовалось сообщество "Богородский хутор"?
В 2008 году на Покрова в небольшом поселке Подмосковья состоялась установка поклонного креста. Для жителей поселения это был настоящий праздник. После революции местную церковь власти превратили в цех по изготовлению краски для стен Московского кремля. Православное кладбище вокруг храма было уничтожено, его просто сравняли с землей . Установленный крест - это дань уважения и памяти к людям, упокоившимся в этой земле. Этот день можно считать днем появления уральского (яицкого) хутора в Подмосковье. Изготовление и установка креста проходила с участием станичников хутора. Так получилось, что в одном месте собрались яицкие казаки, в разное время покинувшие родные края. Хутор вошел в состав Уральской (Яицкой) казачьей общины г.Уральск 16 ноября 2008 года . Первым хуторским атаманом был выбран хорунжий Валерий Замалютдинов, в недавнем прошлом солист известного на Яике ансамбля "Казачья песня" под руководством Н.В.Комаровой. Валера-то и начал разучивать с казаками хутора песни, организовал музыкальный коллектив. Поворотным моментом в жизни хутора стал переезд в Богородск (Ногинск ,Московская область) художественного руководителя уральского (яицкого) казачьего ансамбля " Чаганочка"Елены Николаевой (п.Большой Чаган). Имея большой опыт и организаторский талант Елена в кратчайший срок сумела вывести коллектив на новый творческий уровень. В настоящее время ансамбль зарегистрирован при отделах культуры города Богородск (Ногинск) и Раменского района Московской области, выступает с плановыми концертами в городе и районе ,выступает на фестивалях и иных мероприятиях.

Все ли хуторяне оказались одновременно в этой местности? Если не все , то кто и когда? Сколько человек насчитывает хутор? Семейное положение, есть ли дети. у кого? Есть ли неженатые/незамужние? Участвуют ли дети в жизни хутора? Как? Насколько далеко друг от друга живут хуторяне? Где место совместных сборов?
Изначально хутор состоял из четырех казаков ,следующей приехала к нам из Большого Чагана ,как я уже говорил, Елена Николаева. Затем две ее дочери. Так наш хутор пополнялся земляками из Приуралья. Сейчас наша маленькая община разрослась и насчитывает около пятидесяти человек. Наши хуторяне живут в различных местах Московской области и Москвы, но центром у нас является восток Московской области – города Богородск, Люберцы и Раменское.
У нас есть постоянные помещения при ДК в Богородске и в Раменском районе. Мы собираемся вместе, как правило , по праздникам. Обязательно: на Михайлов день, на Рождество, на Масленицу, на Пасху , на Соболевские сборы и на Покрова.

Какое первое совместное дело сделали хуторяне? Когда? И остальные дела вплоть до 2013?
Действительно, одним из связующих в нашем хуторе , является участие наших хуторян -уральцев в совместной деятельности. Она направлена , в первую очередь,- на помощь Православной церкви, во вторых- на поиск и объединение уральцев в Московском регионе, ну и ,конечно же,- участие в развитии и возрождении культуры, традиций уральских казаков как в нашем хуторе, так и на нашей Родине – на территории Приуралья.
Первое наше совместное дело – установка поклонного креста в Раменском районе Московской области в 2008 году. С него и начался наш хутор.
17 июля 2009 года на перекрестке у п. Соболево Оренбургской области ( до революции это станица Соболевская УКВ) был установлен поклонный шестиметровый крест. Крест был изготовлен в Богородском хуторе и привезен нами из Московской области на УАЗике. На установку съехалось тогда много казаков из разных мест. С этого года поселок Соболево стал местом ежегодных сборов уральских казаков, которые проводятся в середине июля каждого года.
17 июля 2010 года был установлен крест в центре поселка Соболево, на месте разрушенной в годы Советской власти церкви. Крест изготавливался в нашем хуторе. В этот же день был установлен памятник сожженным казакам в п. Красном, проведены традиционные казачьи состязания ,включающие в себя – работу с казачьей пикой, рубку шашкой, стрельбу из пневматического оружия и метание ножей. При участии нашего ансамбля был организован и проведен фестиваль казачьей культуры « На краю Руси обширной». С 2010 года этот фестиваль стал ежегодным и проводится в Первомайском районе Оренбургской области ,что в часе езды от города Уральск.
17 июля 2011 , наш хутор принял участие в установке памятника в п.Советский ( до революции п.Атаманский УКВ). Силами казаков Уральской (Яицкой) казачьей общины в степи у поселка был возведен монумент в память о посещении войсковых земель Уральского казачьего войска Атаманом всех казачьих войск Цесаревичем Николаем Александровичем. Архитектурным прообразом памятника в Атаманском стал монумент , установленный в память о Иканском сражении. Он представляет собой четырехстороннюю колонну, увенчанную Православным Крестом. Перед церемонией открытия памятник освятил соболевский православный священник иерей о. Евгений ( Антонов).
С начала 2012 году мы принимаем участие в издании «Уральских войсковых ведомостей». Творческая работа по созданию журнала объединила многих уральцев из республики Казахстан и России. Презентация первого номера была проведена во время летних казачьих сборов в п.Соболево, затем в г.Уральск в музее «Старый Уральскъ» ,а осенью 2012 года в «Доме Русского Зарубежья» в Москве.
Легендарное издание печатается в типографии Богородского полиграфического комбината и распространяется на всей территории Приуралья без оплаты.
В ноябре 2012 года наш ансамбль издал дебютный аудио-альбом ансамбля « Уральцы знать непобедимы». В альбоме 14 казачьих песен, диск также распространяется безвозмездно.

С кем хутор дружит, общается? Куда и с кем ездили "дружить"? Кто посещал вас?
Наша община живет в тесном контакте с другими казачьими объединениями Московского региона, участвует во многих общеказачьих мероприятиях столицы. Это и казачьи состязания, и фестивали, и презентации, и даже казачий автопробег по Садовому кольцу.
Не забываем мы и о Приуралье. Регулярно наши хуторяне бывают в Соболево и в Уральской области, где у нас много родных и друзей.
К нам регулярно приезжают наши земляки- уральцы, руководитель нашей общины Сергей Павлович, казаки из таких же посольских хуторов России. В сентябре 2011 года приезжали в Московскую область внуки последнего атамана УКВ С.В.Толстова- Владимир Петров и Виктория Туттичи. Это была очень интересная и волнительная встреча. Толстовы рассказывали о своем дедушке, привезли старые фотографии, сами расспрашивали нас о современной жизни уральских казаков. Мы подготовили показательное выступление – рубили и фланкировали шашкой. Для нас стало неожиданностью, когда Владимир Петров попросил у нас шашку и довольно уверенно разрубил мишень. Затем вместе пели песни, пили чай….. Славный был денек.

 


Кто и когда подал идею петь? Кто руководит? Когда, где и перед кем выступили впервые? И сколько и где было публичных выступлений? Когда?
Петь мы стали после появления в хуторе Валеры Замалютдинова в 2008 году, он пришел к нам – четвертым. Зная, что он был солистом в «Казачьей песне» мы упросили его разучить с нами что-нибудь. Это были три песни – «Любо братцы,любо», «Не для меня» и что-то еще. Нам казалось тогда, что чем громче, тем- лучше…Пели громко и от души…нам очень нравилось … Однако сейчас я понимаю, насколько скверно у нас получалось))…
Но с приходом Елены Николаевой все стало меняться…Она стала руководителем нашего ансамбля. Ее опыт руководства ансамблем «Чаганочка» (п.Большой Чаган ,Уральской области) нам очень пригодился…Дела с пением быстро пошли на поправку …С конца 2009 года мы начали репетировать в РДК г.Богородска…А в апреле 2010 состоялось первое официальное выступление нового казачьего ансамбля уральских (яицких) казаков "Богородский хутор". На заключительном гала концерте фестиваля " Богородские пасхальные встречи" уральцы исполнили песни "На краю Руси обширной", "Катерина" и " Да кто ж в этом во дому". Зрители с восторгом приняли новое для здешних мест фольклорное исполнение…
С той поры было довольно много выступлений…я всех не упомню уже….Скажу ,что мы выступаем ,как правило, в Богородске на масленицу, 9 мая, на некоторых плановых мероприятиях Раменского района, выступали в Уральске на «Рождественских встречах» в 2010 году, ежегодно принимаем участие в фестивале «На краю Руси обширной» в Приуралье, в 2011 году были участниками фестиваля «Казачья станица Москва» ,который проходил в пкио им Горького, в 2012 году стали лауреатами фестиваля казачьей культуры в Раменском (МСОО ВВД), и в этом же году выступили во время концерта известного казачьего ансамбля «Братина» в ккз «Молодежный» Москвы.
Нам очень радостно, когда нас приглашают в гости приходы Православных церквей. Мы исполняем уральские песни , рассказываем прихожанам и детям церковно приходских школ о казаках, о подвигах, показываем приемы владения казачьей шашкой.
В мае этого года мы были приглашены на телеканал Россия 1. В телепередаче «О самом главном» с доктором Агапкиным «Богородский хутор» испонил песню «Наши лихие уральские кони»,а солист ансамбля Георгий Черыкаев поделился секретом приготовления казачьего кваса.

Чем намерены заняться хуторяне после Соболевской?
В планах на будущее у нашего хутора – выпустить еще один диск, приехать в этом году на «Рождественские встречи» в Уральск и снять фильм про уральских казаков.
 

   "Казачьи ведомости". Уральск.№8, 2013

---вернуться к оглавлению---