ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

Масянов Воспоминания о Гражданской войне

"Горынычъ". Краеведческий сборник. Часть 3.  Уральск, 2009.

                                                                                                                                                                                А.Матушкин (Уральск)

 

                                                                        ХРАМ НА АТАМАНСКОЙ

 

Крещение Руси в 988 г. при Святом великом князе Владимире стало знаменательным, поворотным событием в истории русского народа. С этого времени русская церковь более 600 лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире.  Но с приходом в 1652 г. на Патриарший престол Никона, начались исправления в богослужебных книгах, вводились новые книги с новым богослужением. Во время венчания, крещения и обхождения храма вместо установленного издревле хождения по солнцу (по солонь), вослед за Солнцем-Христом, установлено хождение против солнца (противусолонь); вместо двойной («сугубой») алилуйи введена тройная (« трегубая»); вместо истинного восьмиконечного креста – четырехконечный; даже написание имени Спасителя - Исус было заменено на Иисус.

Все эти «новины» вводились с большой кровью и беспримерной жестокостью, и даже после бегства Никона с патриаршего престола в 1658 г. гонения на приверженцев Древлеправославного благочестия продолжили другие патриархи и власть. Большой Московский собор в 1667 г. повелел православным молиться «троеперстно, а не двуперстно». Жестокие преследования вынуждали старообрядцев совершать богослужение тайно, многие бежали в пустыни, леса и горы. Такое разрозненное существование привело к появлению различных толков старообрядчества: беспоповского, поморского, белокриницкого, часовенного, беглопоповского; приемлющих священство, и неприемлющих. Гонения продолжались до 1905 г. и вынудили часть старообрядцев, приемлющих священство, восстановить трехчинную иерархию. Их надежды сбылись 28 октября 1846 г., когда с старообрядчеству присоединился Босно-Сараевский митрополит Амвросий. В г. Белая Криница, на территории тогдашней Австрии, была утверждена Белокриницкая епархия со своим митрополитом.

Митрополит Амвросий поставил себе преемника, митрополита Кирилла и других епископов. Митрополит Кирилл поставил на Москву архиепископа Антония (Илларионов). Так в 1875 г. была основана Московская старообрядческая Архиепископия.

После смерти Кирилла в 1881 г. сменилось девять архиепископов. В 1988 г., на Соборе, посвященном тысячелетию крещения Руси, утверждена Митрополия; Митрополитом Московским и всея Руси избран Архиепископ Алимпий, возглавлявший Архиепископию с 1986 г. Утверждено было официальное название нашей церкви – Русская Православная Старообрядческая Церковь.

 Первым епископом Уральским и Оренбургским был владыка Виктор (Лютиков). Уроженец поселка Бударин, он с 18 лет посвятил себя служению Вере Христовой; уйдя от родителей, он поселился при старообрядческом монастыре и принял затем  монашеский постриг. В 1875 г. он возглавил Епархию. Именно при Викторе на месте сгоревшего молельного дома, в 1888 г., на углу улиц Атаманской и Хвалынской, был построен большой кирпичный молельный дом. К сожалению, он был закрыт и опечатан в 1889 г.

 

Молельный дом.Уральск.
Молельный дом.

В то время, пока этот молельный дом строился, и после его закрытия, старообрядцы молились в молельном, двух-этажном  доме, по ул. Саратовской (Комсомольской) № 86, угол Атаманской. Этот дом сохранился и ныне; он обращает на себя внимание тем, что с западной стороны, в стене первого этажа отсутствуют окна, а вход в дом, в виде арки, расположен с улицы, в середине дома. Ещё один молельный дом, 2-х этажный, красного кирпича, находился на углу улиц Атаманской и Сызранской (Комиссаровская № 30), принадлежал издателю старообрядческой литературы, купцу А.В. Симакову; он также сохранился. Епископ Виктор умер 27 августа 1897 г. и похоронен на родине, в Бударинском поселке.

После его смерти уральские старообрядцы начали поиски нового архипастыря. Их выбор пал на священноинока Арсения (Онисим Васильевич Швецов (1840 - 1908 г.г.), который не раз совершал поездки по нашим землям и запомнился уральцам своими проповедями и диспутами о вере. Именно этого знаменитого уже проповедника, ревнители старой веры захотели видеть своим епископом. В сентябре 1897 г. уральцы составили прошение на имя архиепископа Савватия (Левшин 1825 – 1897г.г.) о введении в сан епископа инока Арсения. В Москву прошение повезла депутация от 23 приходов Уральской и Оренбургской епархии.

Епископ Арсений
Арсений.

Прошение подписали: Священно иерей Козьма Вдовин, Священно иерей Аполинарий Денисович Юдин, Священно  диакон Савелий Иванович Лютиков, Священно иерей Иоанн Ларин, Священно диакон Кирьяк Фомин и 50 мирян от города Уральска, Оренбурга, Гурьева и Илека, от станиц и хуторов. Владыко Савватий составил послание ко всем епископам России с просьбой дать письменное согласие. С этим посланием уральский купец Павел Васильевич Симаков объехал все епархии. Российские иерархи дали согласие и 24 октября 1897 г. Арсений был возведен в сан епископа Уральско-Оренбургского с Азиатскою стороною.

С момента закрытия моленного дома уральские старообрядцы не оставляли надежд на его открытие. В ноябре 1899 г. они подали прошение в Сенат с просьбой разрешить им молиться в моленном доме, закрытом уже 10 лет. Сенат признал неправильным закрытие в Уральске моленного дома Военным Министерством и  Министерством Внутренних Дел. Но никакого решения на открытие дома не последовало.

В декабре 1900 г. старообрядцы 22-х губерний России собрали 50 тысяч подписей и прошений о решении их проблем. Документы были переплетены в книгу толщиной с евангелие, с деревянными обложками, на застёжках и переданы в Ялте Великому Князю Александру Михайловичу с тем, чтобы он передал прошения Государю. 14 октября 1900 г. в Москве прошел первый Всероссийский съезд старообрядцев. В ноябре 1904 г. в Петербурге пятнадцать депутатов от различных общин, с просьбой решить проблемы старообрядцев, были приняты министром внутренних дел Святополком Мирским. От Уральска на этом приеме был купец Андрей Васильевич Симаков. Он лично обратился к  министру с просьбой распечатать моленный дом в Уральске.  12 декабря 1900 г. эти же депутаты были на приеме у председателя комитета министров С.Ю. Витте

29 декабря 1900 г. в Москву съехались представители старообрядцев всех толков. 31 декабря они подали прошение на имя С.Ю. Витте, в котором просили:

1.      Чтобы нас не именовали раскольниками, а старообрядцами или староверами.

2.      Чтобы дозволили строить моленные дома.

3.      Чтобы открыли моленные дома ранее построенные.

4.      Признавать старообрядческие метрики

5.      Не призывать в армию старообрядческих священников.

6.      Разрешить старообрядцам занимать государственные должности, и т.д.

 

Помощниками Арсения в церковных делах являлись Усов Иван Григорьевич (будущий епископ Иннокентий) и Решетов Федор Климович (ставший затем церковным старостой).  Большую финансовую помощь епархии оказывали А.В. Симаков, Ф.В. Першин, Ф.Я. Зверев и многие другие.

Высочайшим указом от 17 апреля 1905 г. Император Николай II даровал свободу староверам России. Закон о религиозных объединениях от 17 октября 1906 г. изменил положение старообрядцев в государстве.

В 1905 г. в Уральске открывается первая официально разрешенная в России старообрядческая типография купца Андрея Васильевича Симакова.

Моленный дом в Уральске был вновь открыт спустя 16 лет после закрытия. В 1905 – 06 г.г. в результате значительной перестройки, произошли изменения в его архитектуре: здание приобретает форму креста.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Уральске.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Уральске.

В феврале 1907 г. при большом стечении народа происходит торжественное освящение храма епископом Арсением и священниками епархии, и дано официальное название, - Покрова Пресвятой Богородицы.

            В старообрядческом журнале «Церковь», выходившем в Москве, в № 3 от 20 января 1908 г.  напечатана первая реклама восьми церковных книг, выпущенных Старообрядческой типографией в г. Уральске. В 1908 году реклама появлялась в журнале 11 раз, а в следующем году – 15 раз. В конце года в рекламе приводятся уже названия 65 книг и брошюр изданных фирмой «А.В. Симаков в Уральске».

Закон от 17 октября 1906 г. обязывал регистрироваться общины старообрядцев, насчитывающих более 50 человек. Регистрация общин в Уральской области начинается с 1907 г. 4 июля 1907 г. Уральское Областное Правление регистрирует общину старообрядцев в поселке Мухрановском, при храме Покрова Пресвятой Богородицы. А 16 сентября 1907 г. зарегистрирована старообрядческая община храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Уральске.

 На Хвалынскую (Дмитриева) улицу выходили выложенные из кирпича арочные ворота с калиткой. Слева от них, на углу Атаманской и Хвалынской был построен дом священника, затем каменной постройки подсобное помещение без окон с односкатной кровлей. Оно соединялось красавицей аркой с другим каменным домом, стоящим по Атаманской (возможно, в нем была богадельня). С правой стороны от храма,

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Уральске.
Храм и дом священника в Уральске.

вдоль Хвалынской (Дмитриева) улицы продолжается трех-метровая кирпичная ограда, в которой через каждые три метра устроены квадратные четырех-метровые колонны. В юго-западной части церковного двора находилась часовня из красного кирпича. Далее находится участок земли, дополнительно пожертвованный храму в 1913 г. Ф.В. Першиным для постройки на нем старообрядческого училища в память  епископа Арсения. Решение о его строительстве, как и сооружении часовни на могиле Арсения, было принято на Всероссийском съезде старообрядцев в Москве в 1913 г., после чего по всем приходам в России начался сбор денег. Депутатом от Уральска на этом съезде был Ф.В. Решетов; а сбор денег в Уральске на сооружение часовни начался ещё в 1909 г. Сегодня на этом участке церковной земли стоит построенный в советскую эпоху многоквартирный дом из силикатного кирпича. Церковный двор с западной стороны граничит с двором  дома генерала  Л.Л. Аничхина, где теперь кинотеатр им. Гагарина.

Храм построен был в форме креста. Роспись храма выполнена в древлеправославном византийском стиле. В алтарной части находится четырех-ярусный иконостас. Своды храма поддерживают шесть колонн, и десять колонн встроены в церковные стены. В западной стене две входные двери, ведущие в комнаты, ранее служившие для переодевания (это стало известно из письма Арсения Уральского), - мужскую и женскую. Сейчас в одной из них – трапезная, а в другой стоит котел для отопления.

Под этой частью храма имеется подвал, вход в который – со двора.

На 1907 г. священником при храме был Аполинарий Денисович Юдин; дияконом – А.И. Семенов; начетником – А.М. Мурашкин (состоявший членом союза начетников); регентом хора – Л.Ф. Дмитриев; церковным старостой – А.А. Комаров; председателем старообрядческой общины – Ф.В. Першин. В 1910 г. известен священник Хрулёв.

В 1913 г. священник при храме – Кирияк Фомин, уставщик – Лукьян Филиппович Дмитриев, регент хора – Ефим Иванович Дмитриев, староста – Федор Климович Решетов, певчие: Сергей Дмитриев, Николай Дмитриев и др. Попечители храма и богадельни – С.Ф. Зверев, Д.К. Решетов, П.М. Калинин. В совете общины состояли : Ф.В. Першин, Ф.К. Решетов, Ф.В. Мурашкин, Ф.Я. Зверев, П.М. Калинин, С.Ф. Зверев, М.М. Яблошников, Н.А. Лапшов, Е.К. Ефстафьев, Д.М. Мурашкин, П.В. Коновалов, Н.А. Суров. Казначей общины и председатель совета общины – Ф.К. Решетов, секрктарь Т.В. Барышников.

Последним свяшенником при храме, с 1917 по 1933 год был отец Андрей Иванович Киреев, живший рядом со старым молельным домом по ул. Саратовской (Комсомольской) 84. Этот маленький домик сохранился. По словам дочери отца Андрея, Татьяны Андреевны Смольской (в 1995 году ей было 104 года), он под давлением властей передал помещение храма командиру кавалерийского полка. В 1934г. отца Андрея арестовали, и вместе с другими арестованными погрузили на подводы и увезли куда-то. Умер отец Андрей в заключении, где-то в Сибири, известно лишь название станции – Решоты.

3 ноября 1907 г. Уральское областное правление зарегистрировало старообрядческую  общину в Бударинском поселке, при храме Рождества Иоанна Предтечи. 25 ноября в поселке прошел сход общины, где был зачитан приказ о регистрации, и избран на три года совет общины. В совет вошли:  священник отец Федор Шляпин, Т.Д. Самаркин, М.Г. Бахирев, И.С. Щурихин, С.Д. Самаркин, Авдеев, Портнов, Шумилин; председателем общины избран Т.Д. Самаркин.

В тот же день была зарегистрирована старообрядческая община в Соболевском поселке, Во Имя  Успения пресвятой Богородицы.

15 сентября 1907 г. зарегистрирована старообрядческая община храма Успения Пресвятой Богородицы в Головском поселке Мухрановской станицы. Священником прихода здесь был Павел Макарович Осьминкин. Вот что он писал в журнале «Церковь» (№16 за 1908 г.):

«Наш приход входит в состав Илецкого благочинного округа. С другими семью приходами: Илецким, Затоновским, Сухореченским, Рассыпенским, Мухрановским, Грязно-Иртецким, Кинделиновским. Отцы наши принимали «Московское» священство. Но с половины прошлого столетия, с 1850 года, священников – перебежчиков перестали принимать, заподозрив их в неправоте. И старообрядцы наши начали посылать своих главарей, еоторые побывали в Индии, Японии, Абиссинии. Наконец один местный казак здравствующий и поныне Ларин А.И. посетил Царьград и там получил сведения о митрополите Амвросии, которыми и поделился по возвращении в 1864 году домой. Но отцы наши этому не поверили и остались в беспокойстве. При атамане Столыпине А.Д. в поселок приехали два священника, православный и единоверческий. И с помощью полицейских насильно отрывая у матерей детей, начали крестить их Люди прятались по чердакам, но их находили и тащили к священникам. 30 лет спустя нужда заставила нас присмотреться к Белокриницкой епархии. И в 1897 году мы присоединились к Церкви. А на следующий год епископ Арсений рукоположил меня во священники. Мы немедленно построили храм Успения Богородицы, но он стал тесен, т.к. общество растет. В настоящее время  числится 100 семей в поселке, и  в окрестностях более 80 семей. Сейчас купили площадь на которой думаем построить новый большой храм.

7 октября 1907 г. Уральское областное правление зарегистрировало общины старообрядцев: при храме Николая Чудотворца в поселке Сухореченском Илецкой станицы; при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Илецкой станице. Священник храма Спиридоний Ломакин, благодетель храма И.И. Ясников. В этот же день зарегистрирована старообрядческая община в поселке Коловертном Бударинской станицы.

23 ноября 1907 г. зарегистрирована старообрядческая община в Сорочинском поселке, Во Имя Христа Спасителя.

19 января 1908 г. зарегистрирована старообрядческая община во имя Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Кирсановском.

24 января 1908 г. регистрируется старообрядческая община в поселке Ранневском Кирсановской станицы, а 30 января - община  при храме Богоявления Господня в Мергеневском поселке Лбищенского уезда;

  20 февраля  регистрируется старообрядческая община в станице Рубежной Уральского уезда. (12 октября здесь были подняты кресты, а 6 декабря подняты купола на колокольню и освящен храм Николая Чудотворца. Храм освящали четыре священника; настоятель храма - отец Диомид. В этот день в храме пел хор, собранный из четырех станиц, под управлением Л.Ф. Дмитриева. В тот де день регистрируется община в Круглоозерном поселке Уральского уезда, во имя Сретения Господня.

Известно, что в Серебряковской станице находился моленный дом, где старостой был Фильчев Кузьма Федорович.

1 марта 1908 г. регистрируется община старообрядцев во имя Богоявления Господня в поселке Затонный Илецкой станицы, а 22 марта старообрядческая община во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Барановском поселке Лбищенского уезда и станицы.

 8 мая 1908 г. в Гурьеве поднят крест на вновь отстроенную колокольню храма Николая Чудотворца. Настоятель храма отец Василий Чернышов, дьякон – А. Данилов. 25 июля в храм была принесена из поселка Редутского икона Казанской Богородицы, принадлежавшая Редутскому приходу. Икона поставлена в храм отцом Василием; к ней стекались богомольцы со всего города Гурьева. Через неделю икону крестным ходом проводили назад, в Редутский приход.

20 августа 1908 г. зарегистрирована старообрядческая община в поселке Грязно – Иртецком Благодарновской станицы.

27 марта 1909 г. – старообрядческая община в поселке Чернышовский Благодарновской станицы Уральского уезда, а 16 июля – в Буренинском поселке Благодарновской станицы, Уральского уезда.

В конце 1908 г. в Уральске открыта частная старообрядческая школа для подготовки старообрядческих учителей, в которой обучалось 12 учеников.

10 сентября 1908 г. скончался преосвященный епископ Уральский Арсений, даровитый церковный писатель, один из знаменитейших архипастырей старообрядческой церкви. Большая часть его сочинений написана в г. Уральске(родился Арсений в 1840 г. в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии).

14 сентября, в воскресенье после обедни, погребение совершил епископ Нижегородский Иннокентий (И.Г. Усов), при тринадцати священниках и двух дьяконов. Похоронен епископ Арсений в склепе у церковной стены, с правой стороны.

21 и 22 февраля 1909 г. Уральск посетил архиепископ Московский и временно Уральский Иоанн (Картушин), с диаконом Иоанном Хрусталёвым.

            14 сентября, в воскресенье после обедни погребение совершил епископ Нижегородский Иннокентий (Усов И.Г.), тринадцать священников и два диакона. Похоронен епископ Арсений в склепе, с правой стороны у церковной стены.

            21 – 22 февраля 1909 г. Уральск посетил архиепископ Московский и (временно) Уральский Иоанн (Картушин), вместе с диаконом Иоанном Хрусталевым. В эти субботу и воскресенье в храме Покрова Пресвятой Богородицы проводились особенные архиерейское богослужение. За службою пел хор под управлением Е.И. Дмитриева. После службы владыко отправился в дом председателя общины Ф.В. Першина. Затем вернулся в храм, где было собрание общины с 4 до 8 вечера. На второй день в сопровождении Ф.В. Першина и двух дияков архиепископ Иоанн посетил Уральскую старообрядческую типографию церковно-славянских книг А.В. Симакова. Осмотрел наборную, переплетную, машинное отделение, штамповое отделение. Владелец типографии подарил владыке книгу Праздничная Минея, переплетенную в особый переплет, с золотым обрезом, вызолоченными застежками и заставницами. На первом листе в золотой раме, витиеватыми золотыми буквами, отпечатано было: «Господину Иоанну, архиепископу Московскому в память посещения Уральской старообрядческой типографии, 23 февраля 7417 года»

            Затем владыко отбыл в дом Ф.В. Першина. В 5 часов этого же дня архиепископ Иоанн выехал в Саратов. На вокзале архиепископа провожал совет общины во главе с председателем, и большое количество прихожан.

            29 июня 1909 г. В храме Покрова Пресвятой Богородицы состоялось собрание  священников и прихожан под председательством благочинного иерея Козьмы (Г.Вдовина). Присутствовал также живущий на покое бывший Томский епископ Феодосий. На собрании было принято решение разослать по епархии извещения о кандидатах, для выбора епископа Уральского и Оренбургского с предложением, чтобы ими избраны были доверенные на предстоящий 25 августа в Москве освященный собор.

Результаты выборов следовало выслать в Уральск, отцу К.Г. Вдовину.

            В конце 1909 г. Епископом Уральским и Оренбургским становится бывший архимандрит Черемшанского мужского монастыря Евлогий, хорошо известный прихожанам Покровского храма, где два года служил при Арсении иеродиаконом.

            Примерно с 1916 г. епископом Уральским и Оренбургским становится Амфилохий (Афанасий Журавлев). В 1920-е года арестован в г. Миасс красными по обвинению в ведении агитации против большевиков. После пыток и издевательств связанного владыку утопили в озере Тургояк, в Челябинском уезде. Оренбургской области. После этого епископом Уральским и Оренбургским становится епископ Сергий (Кулагин), репрессированный в 1934 г.

            В мае 1917 г. В Уральске был создан Исполком Союза старообрядцев, основателями которого явились представители Белокриницкого согласия. В союз вошли представители всех толков.

            В сентябре 1917 г. В Покровском храме проходит собрание представителей всех старообрядческих течений Уральской области. На собрании обсуждалась программа принятая на Общероссийском старообрядческом съезде в Москве 28 мая 1917 г. и выдвижение только своих депутатов на Учредительное собрание. После длительных переговоров съезда выборных с представителями старообрядчества, собрание отклонило эту идею и проголосовало за единый список казачьих депутатов.

            Покровский храм был закрыт в 1933 году. Началось варварское разграбление и уничтожение церковного имущества, глумление над святым местом. В советский период истории, в Уральске действовали в разное время около десятка моленных домов разных согласий старообрядчества. Среди них и моленные Белокриницкого согласия:

1)      Примерно с 1875 г. существовал старый моленный дом, кирпичный, в два этажа, на углу ул. Саратовской (Комсомольской) 86, и Атаманской (Комиссаровской).  Закрыт в 1940 г.

2)      На углу улиц Канцелярской (Пролетарская) 99, и Пушкина, небольшой кирпичный дом, в четыре окна, с полуподвалом. Священником здесь был отец Андрей (Самарин). Этот дом также закрыт в 1940 г. Отец Андрей ушел в 1941 г. на войну, где и погиб.

3)      Приблизительно с 1948 г. по 1967 г. моленный дом по ул. Казанская площадь (Некрасова), в сторону р. Чаган. Хозяйка дома – Елизавета Михайловна; Петр Иванович – уставщик. До нашего времени дом не сохранился.

4)      С 1960 г. по 1986 г. на углу ул. Калмыковской (Т.Масина) 115, и Соболевской (Петровского) одноэтажный деревянный дом, разрушен в 2003 г. Хозяйка дома Ефросинья  Петровна Гребнева; священником был отец Трофим (Гребнев), наш уралец, но вынужден был жить в г. Новосибирске и приезжать в Уральск. После него священником был Макарий Григорьевич Сергеев (г. Саратов), также приезжавший в Уральск для совершения церковных треб (приблизительно до 1988 г.).

5)      С 1990 г. по 1995 г. последняя моленная находилась в однокомнатной квартире Иратиады Евграфовны Прониной, на углу ул.Мира и Проспекта Ленина.

С 1990 г. и по сей день священник отец Георгий Александрович Гилев, из

Г. Саратова.   Приезжает в храм один раз в месяц, и кроме нашего, имеет приход в Саратове и два прихода в Волгоградской области. Низкий ему поклон за труды.

 За годы советской власти, в Покровском храме хозяйничали различные организации:  Кавалерийский полк, танковое подразделение, склады, Дом офицеров, клуб треста Водстрой, Дворец молодежи Горотдела культуры.  Была уничтожена уникальная роспись храма. Чудом сохранились в двух местах изображения Св. Нифантия и Св. Ефрема Сирина, да небольшие кусочки росписи, как свидетельства былого великолепия. После стольких «хозяев» здание храма требует ремонта. Уничтожена полностью высокая кирпичная ограда храма с красавицей аркой. Площадь храмовой земли уменьшилась в три с лишним раза.

Спустя 104 года после постройки начались мытарства по его возвращению хозяевам, - общине старообрядцев Белокриницкого согласия. В 1992 г. начали эти хлопоты Пронина Ератиада Евграфовна, Чернухина Пелагея Петровна, Горбунова Мария Михайловна. Им в помощники от Уральского Яицкого казачьего войска назначены Чеботарев Евгений Георгиевич и Торговин Валерий Васильевич. Помогал в свои приезды отец Георгий, привез с собой из Саратова для хлопот в делах возвращения храма Рыкова Григория Петровича. Через три года упорных трудов, в 1992 г. храм был передан казакам; здесь по 2000 г.проводились собрания появившиеся в то время национально-культурные центры, собрания казаков, советы атаманов, станичные круги станицы «Большой Михайловской». Казаки занимались благоустройством как самого храма, так и его территории.

В ноябре 1992 г. в городскую администрацию было подано заявление о регистрации старообрядческой общины и её устава.  12 января 1993 г. регистрация состоялась и общине выдан соответствующий документ. Но в помещении храма на тот момент формально находится Дворец молодежи Городского комитета культуры. Власти затягивали передачу храма общине, лицемерно требуя документального подтверждения, что данное строение является храмом, и что он принадлежал старообрядцам.

В марте 1993 г. Е.Г. Чеботарев ездил в Москву, встретился с владыкой Алимпием. Владыко переслал с Е.Г. Чеботарёвым письмо к городским властям, с просьбой вернуть храм. До 1995 г. в их адрес было подано более десятка писем и обращений, в том числе три письма от Владыки Алимпия; и наконец 19 июля 1995 г. Территориальный комитет по управлению Гос. Имуществом г. Уральска, официально возвращает храм верующим. 15 ноября 1995 г. был подписан акт приема-передачи, подписанный с одной стороны  директором Культпросвет объединения Зарецким А.М. и с другой – старостой общины Православных христиан – старообрядцев Горбуновой М.М.

При возвращении храма, общине не был передан дом священника с пристройкой, второй дом и часовня. Обитатель часовни в 2000 г. продал её, и новые «хозяева» разобрали её на кирпич, который был вывезен неизвестно куда. Так была уже в наши дни уничтожена ещё одна святыня, о которой напоминает лишь остатки фундамента в церковном дворе.

С первых дней после возвращения храма, казаки организовали ночные дежурства. Каждая станица выделяла по два человека на суточные дежурства.

Позже при храме появился сторож Комов Борис Васильевич (1928 – 2007). Он продал свой дом в пос. Федоровка и переселился жить в церковную сторожку, где прожил 12 лет.

После возвращения храма в 1995 году и по 2004 год старостой была Горбунова Мария Михайловна. После чего старостой стала Водолазова Галина Георгиевна, исполняющая эту работу и сегодня.

Казначеем с 1995 по 2003 г. была Пронина Еротиада Евграфовна. После неё казначеем стала Фильчева Ольга Леонтиевна, которая и находится в этой должности по сей день.

В 1997 г. фирма Урал – кров (предприниматель Белаш В.Г.) безвозмездно изготовила для храма 8-ми метровый крест. На его поднятие собрались прихожане, казаки, гости из Старого Собора – отец Феодосий и отец Анастасий. После молебна крест обнесли вокруг храма, и установили на церковной крыше при помощи пожарного спецкрана. Закрепили крест Е.Г. Чеботарев, С. Малоземов, Г.П. Рыков.

В 1997 – 98 годах территория храма была огорожена.

 Когда отец Георгий приезжает в Уральск, об этом оповещают всех прихожан и они собираются на службу в храме. Во время его отсутствия служба идет по воскресеньям и по всем праздникам.

Службу ведут: уставщица – Еротиада Евграфовна Пронина. Начетницы: Ольга Леонтиевна Фильчева, Зинаида Николаевна Кузнецова, Екатерина Константиновна Сладкова, Елена Леонтиевна Данилова, Евдокия Борисовна Сладкова, Татьяна Васильевна Волкова. На плечах этих и многих других прихожанок держится храм, ведутся службы, проходит поочередное дежурство, благоустраивается территория и поддерживается порядок в церкви.

На все службы женщины одевают старинного покроя длинные сарафаны, головы повязывают платками, в руках у них лестовки. Служба продолжается по несколько часов. Храм наш – небольшой островок дониконовской Руси. Законы древнего благочестия живы, Слава  Богу, и по сей день: летом 2004 года после окончания службы в храме, я не был допущен начетницами приложиться к праздничной иконе на том основании, что был гладко выбрит. Получив строгое внушение, я с тех пор отпускаю небольшую бородку.

Рассказывая о храме, хочу помянуть наших стариков – старообрядцев, которых больше нет с нами. Это они, носители старой веры, в советское время, время безбожной власти, молились в моленных домах, в основном тайно, по ночам. Некоторые из них дожили до возвращения храма и ушли от нас совсем недавно. Наш долг – помнить и поминать их: Николай Сиротин и Прасковья Артемьевна Сиротина, Валентина Евграфовна Ларшина, Марфа Кузьминична Ларшина, Ольга Семеновна Котельникова, Матрена Логиновна Сладкова (1900 – 1988 г.г.), Парасковия Ивановна Данилова, Леонтий Николаевич Данилов, Елизавета Петровна Данилова, Пелагия Петровна Чернухина, Татьяна Ивановна Павлова, Иван Терентиевич Тужилкин, Пелогея Осиповна Погодаева, Евфросиния Петровна Гребнева, Агрепина Петровна Жерехова, Борис Васильевич Номов, Татьяна Андреевна Киреева, Алексей Николаевич Коваженков, Надежда Тужилкина, Иустинья, Евдокия Ивановна, Елизавета Ивановна, Анна Ивановна, Варвара Макаровна.

На Войсковой праздник – Собор Св. Архистратига Михаила, 21 ноября 2001 г. в Уральск приезжал Глава Русской Православной Старообрядческой церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Александр Капитонович Гусев, 1929 – 2003 г.г.). Вместе с ним прибыли священноиерей Леонид (г. Москва), матушка Александра (Москва), диакон Иоанн (Москва), отец Георгий (г. Сызрань), отец Валерий и уставщик Родион (Пермская область), отец Георгий (г. Саратов) и журналист журнала «Церковь» Александр Панкратов (г. Москва).

Я видел, как зашел Владыка в отгороженный придел храма, где собрались на моленье прихожане. Облаченный в иноческую одежду черного цвета, в сапогах, с посохом; седая борода на груди, строгий взгляд. Весь вид его внушал трепетное уважение.

Это  был морозный день; в приделе топили дровами железную самодельную печку, что и сейчас стоит в храме. После службы Владыка осмотрел храм, беседовал с прихожанами ; отслужил молебен на моголе Арсения. Для Алимпия и его спутников в церковной трапезной был дан обед. Встречался Владыка с руководителем Уральской Епархии РПЦ Антонием (Москаленко), и с городскими властями.

Когда в 2003 году Алимпия не стало, я понял, что был свидетелем события исторического.

Число прихожан сегодня, считая и приезжающих из поселков, более 70 человкек. Постоянно храм посещают следующие прихожане: Еротиада Евграфовна Пронина, Мария Михайловна Горбунова, Ольга Леонтиевна Фильчева,Галина Георгиевна Водолазова, Елена Леонтиевна Данилова, Зинаида Николаевна Кузнецова, Неонила Ивановна Захарова, Анна Ивановна Елманова, Надежда Ивановна Шалунова, Андрей Николаевич Матушкин, Алексей Николаевич Матушкин, Евдокия Борисовна Сладкова, Надежда Николаевна Дубова Татьяна Васильевна Волкова, Татьяна Валериевна Волкова, Алексей Геннадиевич Чистяков, Екатерина Константиновна Сладкова, Ирина Агаповна Павленко, Людмила Перовна Ларшина, Евгений Георгиевич Чеботарев, Феоктиста Александровна Максяшкина, Надежда Георгиевна Колесова, Иван Колесов, Гликерия Георгиевна Победимова, Анатолий Иванович Тужилкин, Клавдия Петровна Зарубина, Марфа Терентьевна Тужилкина, Любовь Усова, Анна Ивановна Павлова, Николай Артемьевич Дубов, Екатерина Ивановна Павлова, Николай Дмитриевич Гостев.

В разные годы помогали храму: в 1995 г. Сурков Валерий (1966 – 1996 г.г.) приобрел для храма сварочный аппарат, болгарку, перфоратор и строительный инструмент. Профинансировал поездку Е.Г. Чеботарева в Московскй архив, для нахождения сведений о храме. В 1995 г.Пронин Павел Евгеньевич изготовил железную печь в приделе храма; Она грела придел на протяжении девяти лет, пока не устроили газовое отопление. В 1995 – 2004 г.г. Г.П. Рыков, Е.Г. Чеботарев, Б.Г. Комов заготовляли дрова для отопления.

В 2005 г. фирма Строймаркет, предприниматели Гудилов и братья Поповы отремонтировали трапезную. В 2005 г. Сиротин Николай Алексеевич восстановил отопление и установил газовое оборудование. В 2005 г. Соколов Геннадий Анатольевич – фирма «Газовик» подвел газ к храму.

В 2005 – 2006 г.г. предприниматель Шацкий Александр Иванович отремонтировал крышу храма, приобрел мебель для трапезной и отремонтировал один из приделов.

В 2007 г. Осипов Николай Иванович, Зарницын Анатолий Александрович изготовили и установили часть ограждения храма.

Прихожане
Священник и прихожане в храме.

 

На сегодняшний день Главой Русской Православной Старообрядческой церкви является митрополит Корнилий. Наш приход до 2002 г. входил в Новосибирскую епархию, а с 2002 г. входит в Московскую епархию. Заканчивая свой рассказ о храме, хочу обратиться к уральским предпринимателям с просьбой помочь отремонтировать наш храм и вернуть ему былое величие. 

 

---вернуться к оглавлению---