ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

Дубровин Воспоминания Масянова Л.

"Горынычъ". Краеведческий сборник. Часть 3.  Уральск, 2009.

                                                                  

                                                                                                                   А. Курлапов (Уральск)

                         Этническая традиция уральцев: пути сохранения и развития.

               Сегодня в мире бушуют ураганные процессы интеграции. Они стремительно разрушают структуру традиционных обществ, тот образ жизни, который сформировал современные народы  и  позволил им до наших дней развиваться во времени. Опираясь на опыт предков двигаться, как единый организм, от прошлого к будущему.  Современный образ жизни активно и даже агрессивно уничтожает этническую традицию - тот цемент, что соединил когда-то  отдельных людей, как кирпичики, в грандиозное здание этноса. Современный быт стирает Историческую Память народа, память о его прошлом, о взаимоотношениях в окружающем мире.      

               И что народы в этих условиях могут противопоставить угрозе самого их существования, уничтожению природной и психической среды их формирования и обитания? Представим себе, что словно в страшном сне, выполнена поставленная однажды бесчеловечная задача по построению на всей Земле  бесклассового, безнационального общества. Какие процессы  в этом обществе будут протекать? С какой интенсивностью, и главное, с какими последствиями?

               Единственный способ существования, обеспечивший выживание человечества на Земле – создание системы коллективов разного уровня соподчинённости, именуемой  этносом, а проще – народом.  А не приведут ли новые, рукотворные процессы, в конце концов снова к формированию из массы выживших обломков распавшихся народов, беспорядочно кочующих по «ничейной» земле (что именуется в современной этнологии субстратом и суперстратом), через моря человеческой крови и горя к появлению новых этнических систем, новых народов, с неведомыми традициями, фольклором , и всё вернётся на круги своя?

Но нас-то, современных народов, уже не будет. И никто, и никогда не споёт нашим правнукам бабушкину колыбельную, не расскажет любимую сказку или предание. Некому будет вспомнить деяния наши и наших прадедов. И новые, потерявшие прежнюю память народы  и их учёные-археологи, будут строить научные карьеры на чуждых им костях, раскапывая забытые могилы наши.

              Для того, чтобы и в самом деле не сбылся этот кошмар, сегодня нужно не забывать самим и передавать  внукам  песни, сказки, предания, -  Историческую Память  народа. А чтобы у вас были завтра внуки, сегодня нужно народить детей. И вот при этом -  несложном, в общем-то  условии, не будут последующие поколения бродить по земле своих дедов, словно по чужой, не будут Яковами, родства не помнящими.

             Мы обязаны не только помнить историю и культуру своего народа, но и собирать её, бережно сохранять и передавать, как эстафету, новым поколениям. Человек обязан бороться за будущее своих детей и внуков, какими бы страшными и на вид непоправимыми не были удары исторической судьбы.

             Рассмотрим воздействие современных процессов акультурации на примере судьбы яицкого-уральского казачества, перенёсшего в 20-м веке на своей земле истребительное нашествие со стороны соседних русских областей, отступление и массовую гибель от голода и эпидемий  в 1918 – 21 годах, когда из каждых четырёх казаков погибло трое, - что принято сегодня называть гражданской войной.  Последующий голод, эпидемии и массовые репрессии с выселениями казаков и переселениями на их землю другого, не менее пострадавшего населения, что принято было именовать строительством  Советского общества.    

 

                                          УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

            Яицкое-уральское казачество не просто одно из Старинных казачьих войск Российской империи. Наряду с донскими и терскими, яицкие казаки, в отличие от «указных»  – «природные», «кровные» казаки, возникшие в 16 веке в долине реки Яик-Урал. И прежде всего, яицкие – уральские казаки – это народ;  неповторимая, оригинальная организация, устойчивое сожительство коллектива людей. В развитии своём – изменяющееся, как всякий живой организм (живое и отличается от неживого, прежде всего процессом изменений,  как реакцией на изменения в окружающем мире.

            Можно ли сегодня говорить не только о сохранении  части древней этнической традиции  яицких казаков,  но и о продолжении её развития:  о  формировании новых  структурных элементов  в среде носителей этой Традиции?

            Известно, что труднее всего ответить на самые простые вопросы. Например, когда и каким образом возникло в долине реки Яик яицкое (с 1775 г. – уральское) казачество? Где на Яике было их первое осёдлое поселение?  Когда и кем основан Яицкий казачий городок, предшественник современного  Уральска?

            Сегодня нам неизвестны письменные источники, где бы содержались прямые ответы  на такие вот прямые вопросы.  Но это не значит, что мы вообще не обладаем фактами о прошлом нашей земли.  Скорее наоборот, у нас имеются исторические свидетельства, по значимости вернее и надёжнее зафиксированных на бумаге сведений, как правило, посторонних проезжих людей, которые обычно возводятся в степень важнейших исторических фактов.

            Мы имеем в виду материальные свидетельства истории, оставленные самими обитателями долины Яика-Урала, и сохранившиеся в здешней земле. Они вернее и надёжнее многих бумажных документов. Находки многочисленных предметов различных материальных культур, оставленные в земле Куреней – старейшего района города,   его прежними обитателями, свидетельствуют, что история предшественников г. Уральска насчитывает даже не века, а тысячелетия! (подробнее об этом  см в книге:  Курлапов А.З. «Курени» Уральск, 2005 г.)

            Народ  оставляет потомству богатейшее наследие, - бесценный опыт прожитой жизни, большая часть которого заключёна в фольклоре ( в переводе с немецкого – «народная мудрость»), основе культурной Традиции. По словам Белинского, фольклор  есть выражение исторического сознания и исторических идеалов народа; а в лице героев преданий отражен его собственный несокрушимый дух.

            Каждый уралец помнит и чтит героев родной земли, о которых рассказывают предания: богатырей Добрыню и Харко, прародителей яицких казаков Василия Гугню и жену его, ногайскую татарку  «бабушку Гугниху»; старинных казаков – лыцарей трёх Иванов, поединщиков на поле Куликовом;  Рыжечку, победителя шведского богатыря  в Полтавском сражении, героев Иканского боя и величественную фигуру Мокея Кабаева: на полях сражений гражданской войны безоружным, с крестом и иконой, ходил он на пулемёты красных.

                                                         ЭТНИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

            Этническую Традицию, или по другому, Историческую память народа,  можно сравнить с генетической программой, которая отвечает, словно за жизнь организма, за жизнь целого  народа. Не только в пространстве – на своей земле -  но и во времени: позволяя этому народу воплощаться в новых поколениях.

            Когда мы общаемся, помогаем или разделяем радости и горе с соседями, - в этносе работают связи «пространственные». Но настолько же важны для нас и связи, незримой нитью соединяющие поколения народа во времени. Это осознание единства внутри и одновременно живущих на земле поколений , и выполнение общей задачи народа: не обессмысливать деяния своих предков. Вот тут Этническая Традиция и обеспечивает связь во Времени, между поколениями этноса - неважно, одновременно они живут, или нет.

Традицию можно уподобить сжатой пружине, заставляющей этнос двигаться во времени, преодолевая его сопротивление. Красиво и неточно выразился Л.Н. Гумилёв: «Противоборство судьбе и и сохранение самобытности – вот задача каждого этноса». Это как раз не задача, не цель, а только средство к её достижению. А задача каждого народа – передать своим детям всё, что получено от предков, весь мир в его духовных и материальных проявлениях.

            Повторим, - народ продолжает жить, если новые поколения поют старинные песни, пересказывают детям старинные предания; если знают, хотя бы немногие, старые  обычаи.  Проще говоря, если герои дедовских преданий, его инструмент или бабушкина фотография в казачьем  сарафане для нас не просто старые, ненужные вещи.  Если в казачьих станицах продолжают  рождаться  семейные и соседские  ансамбли, а в городе выступления казачьего хора проходят при постоянном аншлаге.

              Всё это у нас есть, и это прекрасно! Но всё это -  стадия мемориальная;  можно сказать – закрепление пройденного материала.  Что  в любом  процессе важно и необходимо.  Но лишь как условие, предваряющее  усвоение материала нового: новых знаний, новых песен и преданий. Не она – мемориальная стадия - определяет жизнеспособность этнической Традиции, а только степень её концентрации в данный момент  жизни народа.

              Этническая Традиция и её носитель – народ, не только жив, но и способен передавать эстафету Памяти новым поколениям, если сегодня  складывает новые предания, сочиняет новые побаски, поёт новые песни.  И пусть не смущает нас их непохожесть на дедовские сказы и песни:  так кроны небесные не похожи на корни древесные, сокрытые во тьме земных глубин.  Хотя и напитаны их соками. Так Прошлое  сегодня питает нас, может быть иногда даже вопреки нашей воле.

             Откуда же взять новые песни, новые сказания, где отыскать новых героев?  Оглянитесь!  они сегодня  рождаются и живут вокруг  нас. Конечно, новые ростки народного творчества  сложно разглядеть  из-за большого приближения к ним. Многие погибнут на наших глазах, немногие переживут своих создателей и скорее всего,  пропадут, несохранённые современниками. Отбор столетий выдержат единицы. Как и было во все предыдущие века.

                                                            ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ

            Здесь мы коснёмся ещё одного аспекта выживания и развития Традиции. У всех народов есть свои  Собиратели, Хранители и Исследователи. Их всегда немного, буквально единицы. Они молча и незаметно делают своё дело, не ожидая воздаяний за свои труды. При жизни над ними лишь посмеиваются, считают дела их несерьёзными. После смерти быстро забывают. Но только они, обладая  уникальным чутьём на подлинность и фальшь, чувством внутреннего родства с историей и культурой  народа, собирают, сберегают и  возвращают сохранённое новым поколениям.Они аккумулируют и щедро передают современникам и потомкам самые чудесные, неожиданные, самые разнообразные - в том числе и современные -  проявления этнической Традиции.

                Сегодня непросто  разглятеть Хранителей на фоне созвездий  фальшивых героев и мнимых подвигов. Они не на переднем плане, не на поверхности, бурлящей повседневными  событиями; здесь всегда плавает и притягивает  внимание к себе всё легковесное. Служение их бескорыстно, самоотреченно. Узнать их можно по одной примете: эти звёзды не поглощают энергию, но излучают её. Не закорачивают на себе, как чёрные дыры, лучистую энергию этноса, попадающую к ним словно в плен, но отдают её окружающим. Они не поучают. Они светят людям!

              Самым ярким, самым добрым светом, в созвездии Хранителей традиций уральских казаков сегодня светит нам Александр Петрович Ялфимов.

                                                                               ***  

              Ни сам этнос,  ни его этническая Традиция не являются чем-то неподвижным, законченным раз и навсегда; идеалом для слепого копирования и подражания, заключённым в жёсткие формы. Это не монумент, прикрывающий прах, к которому приводят людей на поклонение. Статика претит всему живому. Яицкое-уральское казачество, как оригинальный этнос, представляет из себя, прежде всего, неповторимую и подвижную систему иерархически соподчинённых  коллективов, которая непрерывно развивается, подвергаясь на пути своего развития -  иногда сокрушительным – ударам (подробнее об этом см. в статье: Курлапов А. «Уральские казаки: проблемы этнической идентификации»). Но продолжает своё движение, продолжает жить и развиваться. И приносить плоды. Словно живой поток, Традиция переливается через препятствия и искусственные ограничения. Она не терпит границ и берегов.

 

                                                      ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

              Люди в своей жизни всегда желают опереться на что-то  надёжное, неизменное. Обозревая прошлое, мы склонны впадать в ностальгию по ушедшему «Золотому веку», рисуя в воображении идеальную картину  этого прошлого.

             Сама по себе идеализация  не грех;  это лишь одна из ипостасей патриотизма. Но при бездумной, тотальной идеализации, историческая перспектива теряется, воображение заменяет его привлекательной, но нереальной картиной Прошлого. Когда любовь к улучшению  прошлого превышает  меру, когда объявляются идеальными все без изъятия его формы и черты, происходит отрыв от почвы, на которой это явление произросло и развивалось от зародыша – зерна до современного состояния.

             В нашем случае это будет путь  исторического развития этноса яицких казаков, от подвижной осёдлости станиц и кошей – к уникальной  Общине  уральских казаков в долине Яика-Урала. К формированию оригинального этнического характера, собственной народной идеи, за которую лучшие представители в каждом поколение готовы жертвовать жизнью. Носителями высокого Духа своего народа остаются  и ныне на своей земле потомки Старого войска яицких-уральских казаков. 

 

                                                           БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ?    

            Если  такое явление, как Традиция, традиционная культура этноса, или её отдельные институты (например, казачий круг, или  вообще казачий Дух и Идею казачества) рассматривать не в перспективе исторического развития, а как нечто  однажды и навсегда данное, спущенное  уже в готовом, законченном виде, - это и будет Идеал, так полюбившийся разного сорта «радетелям»  и  «ревнителям», нет, не духа казачества и не идеи казачества, а именно Идеала! То бишь, бездействующей в реальности, виртуальной модели, каковой сами они в жизни следовать не собираются, довольствуясь её эксплуатацией (за исключением моментов демонстрации публике собственного соответствия  Идеалу).

            Идеал в данном случае только проекция ожиданий - личности или группы людей - на сегодняшнюю жизнь; с его помощью  они пытаются закрепить за собой  исключительные права на  то, что им не принадлежит, и принадлежать не может; на обладание в данном вопросе истины в последней  инстанции.  И как правило, люди это в реальной жизни – бесплодные и беспринципные. Любящие при этом порассуждать о своей «принципиальности», на дармовщину попользуясь чужим, и за чужой счёт; это и есть их единственный и главный  Принцип.

                                                                             ***        

            Возможно ли не родившись среди казаков, стать таковым «по собственному желанию»? Тем более, объявить себя казаком совсем уже «возросшим», или даже в зрелые годы, как делали и продолжают делать многие современные «отцы – атаманы»?  Вот что по этому случаю писал в середине 19 века И.И. Железнов в статье «Мысли казака о казачестве» :  «Многим, вероятно, известно, что казак – природный казак, - лицо типическое, оригинальное, самобытное и самостоятельное». Казак по Железнову «и воин храбрый, и гражданин мирный, и семьянин хороший, и человек зажиточный».

            А если пытаться воспитать казака из не-казака? «Можно казака – новобранца вышколить на кой-какие лады и манеры; но попробуйте-ка настроить его на тот тон, которым звучит настоящее казачество – вы убедитесь, что шилом моря не нагреешь, из глины хлеба не испечёшь и т.п. Вообще про казака, не рождённого от природного казака и, главное, не выросшего в сфере казачьей жизни, можно безошибочно сказать: «Федот, да не тот».. .. «Мудрено, даже совершенно невозможно, заложить в него ту закваску, - что и главное-то, - которая лежит в основе действительного, неподдельного казачества, мудрено и невозможно вдохнуть в него тот благотворный дух общины, дух братства и товарищества, - дух, который присущ каждому природному казаку, - дух, без которого нет и не может быть общества» (Железнов И.И. «Уральцы». Собр. Соч. в трёх томах. Том 2-й, СПб 1910 г.).

                                                                               ***    

            А наши  влюблённые в свой  Идеал «ревнители», его трубадуры и ланселоты, не столько поют ему славу, сколько оберегают  свой удел от противника, смеющего  покушаться  на границы и рамки,  ими отмеченные и обозначенные! Но согласны ли они на жертвы ради своего идеала – даже и не жизнью, а делом своим, безыменно положенным на общий алтарь? Нет. Потому как не для пользы людской, а во имя суетной известности (в определённых кругах, конечно) в поте лица трудятся эти «старатели», сооружая из надёрганного повсюду и наворованного материала постамент для памятника себе. В надежде, что сам памятник воздвигнут, после изучения их деяний и личных архивов, потрясённые их мудростью благодарные  потомки.

              Вам, кому важнее казаться, а не быть, кому важнее форма, а не содержание; кто жаждет  красоваться перед взорами людскими, прельщать их мишурою и блеском! В жарком огне Тщеславия, молотом  Самолюбия выкована Гордыня ваша.  Не ведаете ещё, что это треглавое чудовище может довезти вас только до одной станции – до Иудина греха, - обмана доверившихся. Оглянитесь на дела ваши; вернее, на плоды этих дел. Все ли средства были так хороши ради цели вашей? Плодами горчайшими, а не дорогой к цели,  явятся взору средства эти. И когда станет поздно, будет потеряно всё.  

 

                                                               НОВЫМ ХРАНИТЕЛЯМ                               

             Пути и перспективы исторического развития, которыми в реальности двигается живой феномен Истории – казачество, мимо и вопреки «ревнителям», нельзя, да и просто  невозможно оставлять вне поля зрения  Собирателей и Хранителей. Собирать, сохранять и преумножать! Вот завет, которому следуют Хранители этнической традиции, - живой Исторической памяти своего народа. С ним согласны и ему следуют все здравомыслящие люди, все патриоты своей земли.  Где бы эта земля ни находилась, на какой бы Реке ни стояла!

            Не останавливаться! Но помнить при этом, что главное в жизни – действительно БЫТЬ, а не казаться! Соответствовать образу, а не быть его подобием.  Бережно и старательно собирать, сохранять и умножать  творчество своего народа во всех его проявлениях! Кто, если не мы?

 Не завозить из чужих краёв и с восторгом исполнять – пусть хорошие, но чужие песни, а разучивать всё новые СВОИ! Их даже искать не требуется – вон их сколько вокруг -  пользуйся, пой. Ведь так, как у нас на Яике, не пели и не споют. Нигде и никогда!

           Жизнь ведёт нас, и диктует:  - не останавливаться! Застой – это смерть. И всёже..  в движении своём по жизненному пути – оглядись. Внимательно и пристально посмотри вокруг. И тебе вдруг приоткроется  внутренняя, даже в противоречиях животворная, духовная, созидающая  энергия твоего народа! Исполненная проб, исканий, потерь и находок. И ты  разглядишь в буднях повседневности искорки творчества. Тебе откроется  его неторопливая работа по  сотворению будущих алмазов и жемчужин, которыми  долго ещё будут пополняться кладовые исторической Памяти  нашего народа! И пока есть у нас это богатство, МЫ  -  БУДЕМ!

---вернуться к оглавлению---