ГОРЫНЫЧЪ

краеведческий сборник

Р. Вафеев

Павловский музыкальный воксал и воксал в Уральске

Сравнительный очерк. 

В краеведческой литературе об Уральске существует много неточностей, часто и с завидным постоянством переходящих из одного издания в другое. Одна из них связана с так называемым Воксалом, одноэтажной деревянной постройкой, располагавшейся в конце Столыпинского бульвара и построенной для летнего размещения городского клуба.

Об этом, несохранившемся здании Н.Ф.Савичев в своем известном краеведческом очерке «Физиономия г.Уральска и его окрестностей за 100 лет и в настоящее время» пишет следующее:

«В 1872 году в конце бульвара выстроено красивое «летнее помещение клуба», и открыто первое в нем заседание. Знатоки говорят, что это строение – копия Павловского Петербургского вокзала. Строитель его архитектор И.А Тец.»

Известному писателю, краеведу и художнику Н.Ф. Савичеву при жизни не удалось побывать в Петербурге и увидеть прославленный на всю Россию и Европу Павловский Воксал, но, сославшись на мнение «знатоков», он зафиксировал одну неточность, часто повторяемую и современными уральскими краеведами, уже со ссылкой на него самого. Дело в том, что уральский Воксал в архитектурном отношении не был копией Павловского Вокзала, более того, он совершенно не был похож на своего знаменитого собрата, кстати, тоже не сохранившегося до наших дней.

Но для того, чтобы удостовериться в этом, необходимо вспомнить историю создания Павловского вокзала, хорошо известную в Петербурге, но, к сожалению, изрядно подзабытую за его пределами.

В ХIII в. английский король Иоанн Безземельный подарил служившему у него нормандскому рыцарю Воксу де Броте земельный участок на правом берегу Темзы близ Лондона. Там Вокс, построив дом, разводил большой сад. С течением времени это имение наследуют потомки Вокса, и в 1661 г. предприимчивая Джейн Вокс открыла в нем "Новый весенний сад", предназначенный для загородных увеселений английской знати. В живописном парке устраивались фейерверки, иллюминации и гуляния, для балов, танцев и концертов был построен большой зал, по-английски - холл. Сочетание этого слова с именем хозяйки заведения и дало общее название месту – Vauxhall. Со временем, Воксхолл превратился в грандиозный парк развлечений с ресторанами, аттракционами, балаганами, красочными фейерверками. Но в 20-х годах XIX века Воксхолл из места аристократических увеселений превращается в популярное место гуляний всех горожан. Позже Воксхолл будет поглощен разросшейся столицей Великобритании, став просто городским районом Ламбет.

Уже в XVIII в. популярность Воксхолла выходит далеко за пределы Англии, достигая берегов Америки.

В России в XVIII в. «воксалами» стали называть танцевальные беседки и павильоны в аристократических садах и парках. Первый летний воксал как концертная площадка появился в Петербурге в 1770-е гг. В 1780-е гг. был особенно известен “Воксал в Нарышкинском саду”.

История Павловского Воксала тесно связана с появлением первой в России железной дороги, соединившей сначала Петербург с Царским селом, а затем продленной до Павловска, пригорода, известного своим прекрасным дворцово-парковым ансамблем XVIII в.

27 сентября, 1836 года стараниями австрийского инженера, профессора Венского политехнического института Франца Антона Герстнера, было открыто движение на участке протяженностью 3,5 версты - между Царским Селом и Павловском. Сначала использовалась конная тяга, а 6 ноября состав повел паровоз.

Первый пассажирский поезд на Царскосельской дороге (1837).

С картины худ. Н.С. Самокиша

30 октября (11 ноября н.с.) 1837 года. Состоялось торжественное открытие дороги, на участке Санкт-Петербург - Царское Село. Время следования из Петербурга в Царское Село составляло 42 минуты со средней скоростью 32,8 км/ч. 22 мая (3 июня по новому стилю) 1838 г. началось движение до Павловска. Первая железная дорога в России не имела экономического значения, путешествие по ней рассматривалось больше как аттракцион, увеселение. Для того, чтобы приобщить столичную публику к новому виду транспорта, тот же Герстнер предложил в конечном пункте – Павловске создать некий развлекательный комплекс.

"Никакой сад, никакое место не представляет для сего таких удобств, как та часть Павловскаго парка, которую Великому Князю Михаилу Павловичу угодно было дозволить порезать железною дорогою на протяжении 600 сажень. Париж, Вена, Мюнхен, почти каждый большой город, имеют свое Тиволи; Лондон - свой "воксал", который блеском и великолепием соперничает со всеми подобными заведениями. Только в Петербурге еще нет по сию пору Тиволи: но оно скоро возникнет!" - пишет Ф.А. Герстнер в 1836 году.

Впрочем, в начале Герстнер предполагал построить в Павловске только гостиницу для приезжих: "Тысячи пассажиров будут ездить туда не только летом, но и зимой, из одного только удовольствия покататься, и если зимою не всегда можно гулять по саду, то после скорой езды и освежения на воздухе найдут они и в великолепной, со всем изяществом устроенной, гостинице прекрасное и недорогое угощение, которое верно сманит их и зимою на вторую и третью поездки...". Тогда совершенно не предполагалось превращать это сооружение в концертное заведение.

Первое упоминание слова "воксал" встречается в третьем отчете Ф.А. Герстнера о строительстве железной дороги, опубликованном в феврале 1837 г. Тогда, очевидно, он и решил расширить функции павловской гостиницы и сочетать в одном здании железнодорожную станцию, гостиницу и залы для обедов и увеселений петербургской аристократии.

В 1836 году Правлением железной дороги был проведен архитектурный конкурс на проект здания воксала в Павловске. В "Прибавлениях" к "Санкт-Петербургским ведомостям" от 15 марта 1836 года были опубликованы условия конкурса на "...строения, назначаемые для отдохновения и удовольствия публики" в Павловске. Из 11 проектов, присланных на конкурс, окончательное предпочтение было отдано проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865), который числился архитектором двора великого князя Михаила Павловича.

К строительству воксала приступили 7 июля 1836 года, под личным руководством архитектора А.И. Штакеншнейдера и его помощника Ф.И. Русско. 22 мая 1838 года, через семь месяцев после открытия движения по Царскосельской железной дороге был открыт и Павловский музыкальный воксал.

 

              Павловский воксал. Гравюра Мартенса. 1830-е гг.

Что же представлял из себя Воксал? Здание было деревянное и состояло из центрального, почти квадратного корпуса, и двух, примыкавших к его сторонам, полуциркульных корпусов. Средняя часть центрального корпуса была двухэтажной, боковые части центрального корпуса и полуциркульные корпусы - одноэтажные. Фасады здания были выполнены Штакеншнейдером в эклектическом характере. Лицевой фасад здания был обращен в сторону пруда. В промежутке между зданием и прудом был разбит сад. Крыша всего здания была железная. В центральном зале вдоль стен шли хоры. Крытая галерея шла к платформе железной дороги. В галереях промежутки между колоннами верхней части пролетов, были заполнены легкой деревянной сеткой трельяжного типа, завитой снаружи вьющимися растениями. На крыше центрального корпуса был установлен флагшток.

В здании вокзала были сооружены: большой зал - столовая, гостиные, бильярды, буфеты и гостиница для желающих остаться в Павловске на следующий день. Первоначально предполагалось, что Воксал будет функционировать круглый год, но с 1840 года в зимнее время он был закрыт и лишь в отдельных случаях в нем производили концерты, балы и т.д.

В 1838 - 1859 годы Павловский воксал еще не приобрел характера самостоятельного музыкального центра. Главный зал Воксала был занят рестораном, а оркестр помещался на хорах. Музыка в зале звучала во время обеда. По оси здания в привокзальном саду была сооружена беседка для музыкантов, играющих на открытом воздухе.

3 января 1843 года почти весь Павловский воксал сгорел. К 13 мая того же, 1843-го года здание воксала было возобновлено и открыто.

С 1856 года в Воксале начинает выступать Иоганн Штраус-сын, и вскоре концерты отделяются от обедов, но зал сохраняет еще свои небольшие размеры.

По 1865 год включительно в качестве главного дирижера оркестра каждый летний сезон продолжает работать Иоганн Штраус-сын, он же дирижирует и в сезоне 1869 года. Именно в начале этого периода Павловский воксал приобретает свое основное значение как пользующийся огромным успехом концертный зал, которое он в дальнейшем сохраняет вплоть до 20-х годов ХХ века и с несколько уже меньшим размахом до 1941 года.

Концертный зал в Воксале приобретает самостоятельное значение. В 1860 году архитектором Петцольтом произведено расширение и частичная перестройка здания. Значительно увеличивается концертный зал, в котором оборудуется постоянная эстрада, а ресторан отделяется от него. Возникает эстрада для концертов на открытом воздухе - изменяется и планировка привокзального садика: "музыкальная беседка" переносится с центральной оси в сторону, а перед эстрадой освобождается место для установки скамей для слушателей.

Для лучшего освещения Воксала и иллюминации его фасада Правлением железной дороги был построен в 1860 году газовый завод, помещенный позади восточного корпуса (до этого освещение Воксала было керосиновое).  

Павловский музыкальный воксал. Гравюра Л.Серякова по рис. К.Брожо. 1870-е гг.

 В 1883 году произведена последняя существенная перестройки Воксала, когда концертный зал был еще более увеличен (на 4 тысяч человек).

В этот последний и самый продолжительный период концертная деятельность в Воксале достигла своего расцвета, когда в нем выступали многие известные дирижеры и солисты, причем приглашение выступить там считалось честью. У пульта концертной эстрады стояли дирижеры Н. В. Галкин, Р. Е. Дриго, А. К. Глазунов, Р.М. Глиэр, A.К. Лядов, Н.А. Малько, Д.И. Похитонов, В. И. Сук, B. Ферреро, Г. Фительберг, Ю. Ф. Файер. Здесь выступали: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. и М.И. Фигнер, Д.А. Смирнов, В. И. Касторский, И. В. Ершов, А. Д Вяльцева, И. В. Тартаков, Н. К. Печковский, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, М. П. Максакова, А. Ф. Серве, Г. Венявский. С.С. Прокофьев и многие, многие другие.

Привлекательность здания и места, доступность концертов для всех сословий и замечательные артистические силы способствовали их посещению. Здесь постоянно бывали многие деятели культуры и гости столицы. В 1838-1839 годах на концертах цыган бывал любивший их пение М. Ю. Лермонтов, в 40-е, годы - И. С. Тургенев, В. А. Соллогуб, А. П. Брюллов, позже Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Неоднократно посещали павловские концерты М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Серов, Ц. А. Кюи, бывал П. И. Чайковский и многие другие. Во время своего кратковременного приезда в Петербург в 1843 году Павловский вокзал посетил французский писатель О. Бальзак.

Поскольку увеселительный Воксал в Павловске, размещенный вблизи железнодорожных путей, одновременно являлся и конечной станцией, то его название постепенно утратило свое первоначальное значение и стало связываться с железной дорогой. Старое слово "воксал" превратилось в "вокзал", изменило свой смысл: в русский словаре оно обозначает здание всех железнодорожных и других станций: речной вокзал, аэровокзал, автовокзал и др.

Здание Воксала благополучно просуществовало вплоть до Великой отечественной войны. В период фашистской оккупации Воксал, был сожжен и более не возрождался.

В последние годы руководство Государственного музея-заповедника «Павловск» и ряд общественных организаций не раз выступали с предложением воссоздать легендарный Воксал. Наблюдая заметную активизацию работ по восстановлению многих утраченных исторических памятников в Петергофе, Царском селе и Павловском дворцово-парковом комплексе, есть уверенность, что в скором будущем мы вновь увидим знаменитый Павловский Воксал.

Такова история Павловского Воксала. История же уральского Воксала гораздо более скромна. Он появляется в 1872 году как часть инфраструктуры досуга уже существовавшего к тому времени Столыпинского бульвара. Здание строится по проекту войскового архитектора И.А. Теца, кстати, будущего автора и других известных зданий в Уральске, среди которых Арка Цесаревича и железнодорожный вокзал. Интересное совпадение - А.И.Штакеншнейдер, архитектор Павловского вокзала и архитектор уральского Воксала И.А. Тец, были немецкого происхождения.

 

Уральский Войсковой архитектор И.А. Тец.

Из фондов Историко-краеведческого музея Западно-Казахстанской области.

Несмотря на то, что проект Воксала не сохранился, мы все же можем достаточно хорошо представить его внешний облик по фотографиям начала ХХ в. Это относительно простое, одноэтажное симметричное прямоугольное в плане деревянное здание, удачно замыкающее бульварную перспективу. В центре здания угадывается большой вытянутый зал, дополнительно освещаемый так называемым верхним светом – окнами второго яруса, приподнятыми над основным объемом. На одной из более ранних фотографий видно, что конек кровли центральной части был украшен небольшим резным прозрачным гребнем, а вход со стороны Оренбургской улицы оформлен изящным крыльцом. Позже эти детали видимо были утрачены.

Уральск

Старый бульвар в г. Уральске

 Воксал, или как его еще называли Летний клуб и Войсковое собрание, был построен на отдельной, отсеченной Самарской улицей части бульвара, имевшей особый режим доступа. На этой части, представлявшей собой ухоженный сад, также находились и другие легкие парковые постройки – летние беседки и павильоны.

Как видите, даже простое сравнение изображений уральского Воксала с Павловским, говорит о том, что это были совершенно разные здания. Однако, они были родственны типологически. Уральский Воксал, был таким же специальным парковым зданием предназначенным для увеселения городской публики, как и Павловский. В нем также проходили концерты, устраивались балы, здесь также встречалась и развлекалась светская публика.

Столыпинский бульвар был популярным местом отдыха уральцев, и события, происходившие на его аллеях часто освещались в городской прессе. В июне 1900 года Уральские войсковые ведомости писали: - «С недавнего времени, по инициативе какого-то доброго человека, за вход на Столыпинский бульвар, в дни музыки, по воскресениям начали взимать плату в пользу Красного Креста, на помощь нашим больным и раненным на Дальнем Востоке, по 5 к. за вход на бульвар и по 10 к. за вход в садик при летнем помещении клуба. В первый же день сумма собралась значительная. Теперь плата за вход на бульвар понижена до 3 к., а за вход в садик при клубе осталась прежняя».

Уральск

Войсковое собрание и бульвар. 1917 г.

 Несмотря на название «Летний Клуб», уральский Воксал функционировал и в зимний период: - «С 4 октября, в течении всего зимнего сезона в Уральском войсковом собрании , еженедельно по средам, будут происходить музыкальные вечера, с обычною платою по 20 копеек, на усиление средств музыкальной школы. Начало вечеров назначено в 8 ½ час. Вечера; после музыкальных №№ будут танцы. Первый вечер, 4 октября, нельзя назвать удачным, но не по исполнению музыкальных №№, а по малочисленности публики. В танцах принимало участие не более 7-8 дам» – писали Уральские войсковые ведомости в октябре 1900 г.

Уральский Воксал просуществовал как клуб до 30-х годов ХХ века и был разобран как ветхое сооружение. Вместе с Воксалом навсегда исчез и прилегавший к нему особый садик.

 Литература:

 Н.Ф.Савичев «Физиономия г.Уральска и его окрестностей за 100 лет и в настоящее время» в сборнике «Уральская старина. Рассказы из виденного и слышанного». Уральск 2006.

УУВ. №39 1900 г.

Н.Ф Финдейзезен «Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк (1838-1912)» СПб., 2005.

Розанов А. С. Музыкальный Павловск. Л., 1978.

Автор благодарит Народный музей «Старый Уральскъ», за представленные фотографии.

 

---вернуться к оглавлению---